Это один из самых известных лагерей на северо-востоке Сирии для перемещенных лиц, бывших членов ИГИЛ (запрещена и признана террористической организацией на территории стран ЦА), включая их семьи. По данным ООН (на 24/08/2021) в лагере проживают около 59 тысяч человек, из которых каждый пятый это ребенок младше пяти лет.
Al-Hol находится на северо-востоке Сирии, вблизи границы с Ираком. Первоначально он был рассчитан на 11 000 человек. В мае 2019 года там находились около 73 тысяч людей, из которых 94% составляли женщины и дети. В лагере также проживают 10 тысяч иностранцев, среди которых есть и выходцы из стран Центральной Азии. Сейчас лагерь находится на территории, контролируемой курдскими военными.
ИА 24KG cо ссылкой на депутата Жогорку Кенеша КР Дастана Бекешева сообщает, что в Al-Hol находятся 88 женщин и 223 детей, в другом лагере Roj, в его старой части 16 женщин и 34 ребенка, в новой части 5 женщин и 14 детей. Этот лагерь также находится на севере Сирии. Депутат Бекешев говорит, что «Их нужно забрать. Конечно, для нас это будет большая проблема, я имею в виду, что нужно будет их реабилитировать, создавать для них определенные условия. Но отказываться от них мы не можем. Это наши граждане».
В марте гражданская активистка Хамида Якубова говорила, что в Al-Hol находятся 72 женщины и 182 ребенка, в Roj 16 женщин и 34 ребенка, а в лагере Jarabulus 4 женщины и 7 детей. Разницу в данных все объясняют сложностью сбора информации и постоянным изменением ситуации.
Репатриация происходит медленно, потому что не все страны, несмотря на призывы международных гуманитарных организаций, готовы принять обратно своих граждан, даже если речь о детях и женщинах. Некоторые соглашаются на возвращение только детей. К примеру, Россия с 2018 года вывозит из лагеря Al-Hol исключительно несовершеннолетних своих граждан. Казахстан и Узбекистан при поддержке США из Al-Hol репатриировали группу женщин и детей. Кыргызстан и Таджикистан на сегодня вернули детей из иракских тюрем, где они содержались вместе с матерями.
Генерал морской пехоты США Фрэнк Маккензи заявил, что все страны, чьи граждане находятся в лагере Al-Hol должны репатриировать, дерадикализировать и реинтегрировать их.
Самую большую часть жителей лагеря составляют иракцы, но официальный Багдад особого рвения в возвращении своих граждан не проявляет. Такой же позиции придерживаются и другие страны региона, опасаясь возможной связи обитателей лагеря с ИГИЛ (запрещена и признана террористической организацией на территории стран ЦА). «Вот что меня беспокоит. Способность ИГИЛ (запрещена и признана террористической организацией на территории стран ЦА) протянуть руку, прикоснуться к этим молодым людям и повернуть их так, что, если мы не найдем способ вернуть это назад, это заставит нас заплатить высокую цену в будущем», цитирует генерала Маккензи Al Jazeera.
Заместитель генерального секретаря ООН по гуманитарным вопросам Мартин Гриффитс сообщает о 69 убийствах и 12 покушениях на убийство с января этого года. По его словам, убийства женщин и девочек, в том числе угрозы резко увеличились в июне и июле. “Крайняя уязвимость и зависимость жителей лагеря от помощи увеличивают риск сексуальной эксплуатации и насилия», — отметил высокопоставленный представитель ООН.
Гриффитс также сказал, что «гуманитарные работники, включая добровольцев и персонал администрации лагеря» продолжают «сталкиваться с регулярными угрозами».
Al-Monitor (сетевое ближневосточное издание) 5 августа со ссылкой на американских военных сообщили об успешном проведении рейда против членов ИГИЛ (запрещена и признана террористической организацией на территории стран ЦА) в Al-Hol. В ходе спецоперации были задержаны 125 человек, подозреваемых в совершении различных преступлений на территории лагеря. Среди них группа из пяти иракцев, причастных к серии убийств в Al-Hol.
По данным военных США, в лагере все еще ощущается сильное присутствие ИГИЛ (запрещена и признана террористической организацией на территории стран ЦА).
Директор Международного Красного Креста по Ближнему Востоку Фабрицио Карбони оценил условия проживания в лагере “ужасающими”.
Ранее The Wall Street Journal в редакционном материале от 9 июня сообщает, что «лагерь Al Hol превращается в мини-халифат, где женщины-лидеры питают жестокую идеологию группировки и управляют денежным схемами для поддержки движения за пределами лагеря». The Wall Street Journal со ссылкой на Rojava Information Center (независимая неправительственная организация на северо-востоке Сирии) сообщает, что с начала года в лагере было зафиксировано более 40 убийств, из них 10 случаев обезглавливания. Большинство жертв обвинялись представителями ИГИЛ (запрещена и признана террористической организацией на территории стран ЦА) в сотрудничестве с властями лагеря.
The Wall Street Journal рассказывая о судьбе жителей Al Hol, взяли интервью через ZOOM у казахстанки Сабинеллы Аязбаевой, которая в 2014 году поехала в Сирию вместе с детьми вслед за мужем. В 2017 году после смерти мужа в результате авиаудара Сабинелла вместе с детьми оказалась в лагере. После почти полтора года жизни в Al-Hol женщина смогла вернуться в Казахстан. На тот момент ей было 29 лет. “Я хочу, чтобы мои дети забыли о том, что произошло. Моя жизнь возвращается к нормальной жизни”, — сказала Сабинелла во время интервью через ZOOM. По данным The Wall Street Journal в лагере проживают около 62 тысяч человек (данные на 09\06\2021), из которых 9 000 иностранцы из третьих стран.
France 24 сообщает, что в конце июня в лагере Al-Hol 205 человек были вакцинированы инъекцией AstraZeneca в рамках программы Covax. В целом сирийские власти по этой программе получили 203 тысяч доз AstraZeneca. В районах, контролируемых курдскими военными были вакцинированы 7 тысяч человек. Всего на северо-востоке Сирии, где находятся лагеря для перемещенных лиц было зарегистрировано более 18 тысяч случаев коронавируса.
The New Humanitarian пишет о том, что иракцы освобожденные из Al-Hol находятся в лагере Jeddah-1 на территории Ирака, где обязаны пройти курс реабилитации в течение нескольких месяцев. В мае иракские власти разрешили 94 семьям из 500 вернутся в Ирак из лагеря Al-Hol, в частности в город Мосул. Но местные власти и гражданское население иракской провинции Ниневия категорически против возвращенцев, они возмущены и опасаются репатриантов. Мосул и его окрестности считаются наиболее пострадавшими от ИГИЛ (запрещена и признана террористической организацией на территории стран ЦА) регионами в Ираке.
The New Humanitarian обнаружила, что процесс возвращения чреват проблемами и отсутствием прозрачности, что вызывает вопросы о возможности крупномасштабной репатриации. По мнению издания, не было сделано никаких попыток по повышению доверия к процессу репатриации в тех общинах, где ожидается возвращения лиц из Al-Hol. Иракцы не уверены и не знают какую проверку прошли репатрианты перед возвращением домой.
Правительство Ирака уверяет, что все под их контролем. Но заверения властей не вызывают у граждан доверия. Особенно учитывая тот факт, что в лагерь Jeddah-1 переселяют иракцев из провинций Салах ад-Дин и Анбар, расположенных в других частях Ирака. Местных жителей настораживает большая концентрация репатриантов в одном месте. Наиболее сложно процесс репатриации идет в тех провинциях, которые сильнее других пострадали от насилия во времена ИГИЛ (запрещена и признана террористической организацией на территории стран ЦА).
Подготовлено и переведено PreventionMedia