После интернатов и детских домов будет их очередь. По итогам заседания Межведомственной рабочей группы по обсуждению Плана действий по реформированию системы детских учреждений интернатного типа в Кыргызской Республике, 3 октября сего года принято решение сформировать межведомственную рабочую группу по изучению деятельности частных образовательных учреждений интернатного типа, в особенности имеющих религиозный компонент, на предмет соблюдения законодательных требований.
Это не первая попытка властей провести тотальную проверку религиозных учебных заведений, в данном случае медресе. Всего в Кыргызстане действуют 104 медресе, сколько из них интернатного типа данных нет.
Напомним, что этой осенью ожидается принятие нового положения, регулирующего сферу религиозного образования. Государственная комиссия по делам религий КР вынесла на общественное обсуждение проект Положения о порядке предоставления религиозного образования в Кыргызской Республике. Предлагаем вашему вниманию наиболее актуальные, на наш взгляд, моменты в предлагаемом Положении. Полный текст документа скачайте по ссылке.
Авторы проектного документа с первых же абзацев напоминают, что “в светском государстве религиозные организации отделены от государства, но не отделены от общества”. И в своей деятельности, осуществляя образовательную деятельность они не должны подменять собой государства. В предлагаемом проектном документе предлагается практически полностью реформировать систему религиозного образования в Кыргызстане. Вот некоторые ответы на вопросы, ссылаясь на этот проектный документ.
Кто имеет право учится в средних и высших религиозных учебных заведениях?
Любой гражданин КР после получения им обязательного основного общего образования в соответствии с Законом КР «Об образовании». В средних учебных заведениях (медресе) после окончания 9 класса, а в высших религиозных учебных заведениях после 11 класса.
Кто может преподавать в религиозных учебных заведениях?
Только лица, имеющие специальное религиозное (духовное) образование, удостоверенное соответствующим документом.
Где нельзя преподавать религиозные дисциплины?
Преподавание религиозных дисциплин в индивидуальном порядке вне религиозного образовательного учреждения запрещается.
Какие форматы религиозного образования предлагаются?
Это специальное религиозное (духовное) образование и краткосрочные религиозные курсы для совершеннолетних и несовершеннолетних лиц. Специальное религиозное (духовное) образование только в средних и высших религиозных учебных заведениях, чья учебная программа одобрена заключением религиоведческой экспертизы на предмет отсутствия в них религиозных взглядов, запрещенных в КР материалов и организаций.
Краткосрочные религиозные курсы также реализуются религиозными учебными заведениями, религиозными организациями на основе учебных программ, утвержденных и одобренных соответствующими органами. Обучение на курсах не могут длится больше 1 года.
Да, кстати религиозные организации вправе осуществлять обучение религии и воспитание своих последователей в соответствии со своими внутренними духовными требованиями, которые не должны противоречить законодательству КР.
Могут ли школьники учится на краткросрочных курсах?
Религиозные организации могут организовывать и предоставлять краткосрочные религиозные курсы для несовершеннолетних детей школьного возраста вне рамок образовательной программы во внешкольное время по письменному обращению родителей или лиц, их заменяющих, и при условии обязательного посещения общеобразовательных учреждений (школ) или окончания основного общего образования (9 классов) в соответствии с законодательством об образовании (краткосрочные курсы для школьников, летние лагеря и т.д.).
О чем могут преподавать на таких курсах?
Краткосрочные религиозные курсы для несовершеннолетних граждан предоставляют базовые знания о религии в качестве дополнительных образовательных услуг для детей школьного возраста на период не более одного года (краткосрочные курсы для школьников, воскресные школы, летние лагеря и т.д.). Продолжительность такого обучения не должно превышать 1 года. Длительность аудиторных занятий (академического часа) устанавливается в пределах 40-50 минут. Численность учебной группы должна не превышать 40 человек.
Какие предметы должны преподаваться в средних религиозных учебных заведениях?
Помимо религиозных дисциплин учебный процесс должен включать набор из пяти дисциплин: «История Кыргызстана», «Человек и общество», «История религий», «Кыргызский язык», «Кыргызская литература». Содержание общеобразовательных дисциплин утверждается совместным приказом уполномоченных органов по делам религий и образования в соответствии с необходимым уровнем знаний учащихся.
Какие предметы должны преподаваться в высших религиозных учебных заведениях?
В их программы включены 10 дисциплин: «История Кыргызстана», «Граждановедение», «Религиоведение», «Кыргызский язык», «Русский/иностранный язык», «География», «Социология», «Всемирная история», «Психология и педагогика», «Информационные технологии». Содержание общеобразовательных дисциплин утверждается совместным приказом уполномоченных органов по делам религий и образования в соответствии необходимым уровнем знаний учащихся.
В первую очередь перемены коснутся мусульманские учебные заведения из-за их многочисленности. Только медресе у нас 104, а институтов аж 10.
Булан институт в своем нашумевшем исследовании «Религиозное образование в Кыргызстане: медресе нуждаются в срочной реформе» акцентировал внимание общественности на нарушениях закона в религиозных учебных заведениях.
«Продолжаются факты приема детей в медресе, еще не окончивших 9 классов. Это грубое нарушение закона. Руководители медресе при этом прикрываются отговорками «приходят только в каникулы», «приходят только после уроков», «приходят со старшими братьями» и так далее. Нужно проводить мониторинг совместно с Министерством образования и правоохранительными органами, и в отношении нарушителей закона государственные органы и Муфтият должны принимать жесткие меры; За последние пять лет медресе прошли стихийную стадию и настало время по приспособлению медресе к современным реалиям. Нужно сократить их число путем внедрения стандартизации учебных планов и программ исламских учебных заведений и проведения аккредитаций и лицензирования», — говорится в исследовании.
В 2018 году на грани закрытия были более 20 медресе. «В январе комиссия за несоблюдение требований закрыла в Кыргызстане 6 медресе. В частности, они были зарегистрированы в качестве благотворительных организаций, но занимались образовательной деятельностью в сфере религии. Также в них не были созданы соответствующие условия обучения, проживания учащихся, а преподаватели имели недостаточную квалификацию», — пишет Азаттык.
Текст: PreventionMedia
Фото иллюстративное. A.M. Ahad\ AP Photo