Директор Государственной комиссии по делам религии КР Акин Токталиев в интервью новостному порталу Vesti.kg заявил, что понятие “светскость” надо убрать из Конституции КР. По его словам, “В Кыргызстане 98 процентов верующие и только 2 процента атеисты. Почти все население проводит религиозные обряды. В светском государстве граждане должны отрицать мусульманство, но никто же не отрицает! Наш народ сохранился благодаря исламу. А если бы наша страна была изначально светской, то мы забыли бы имя свое и исчезли как нация”.
Громкое заявление нового директора Государственной комиссии по делам религии КР вызвало негативную реакцию со стороны гражданского и академического сообщества. В особенности учитывая, что оно было сделано на фоне неожиданной конституционной реформы и неприятия самого Акина Токталиева коллективом Государственной комиссии по делам религии КР. Экспертное сообщество опасается, что эти инициативы без широкого обсуждения и экспертно-аналитических заключений могут закрепиться в проекте новой Конституции.
Свое мнение по новому проекту Конституции КР также высказал заместитель муфтия Духовного управления мусульман Кыргызстана Кадыр ажы Маликов, подчеркнув, что выражает свое собственное мнение, а не мнение Духовного управления. “Проект изменений в Конституцию, который был разработан (узким кругом лиц) в стенах ЖК и вынесен на общественное обсуждение на официальном сайте парламента, лично у меня как верующего уже вызывает определённые беспокойства! В Конституции к сожалению, не принято во внимание и не отражено в достаточной мере самое главное, роль и место духовных (религиозных) ценностей всего народа, равно как их защита и развитие! Как и во всех старых Конституциях (со времен СССР), без учета прав мусульманского большинства, верующих других конфессий, «светское» интерпретируется в Конституции (статья 10) в атеистическом ключе, как полное отделение религии (её ценностной и нравственной систем) и культов от государства (то есть даже не государственных институтов власти и т д,), а именно государства, то есть Кыргызстана как страны. Хотя даже если и убрать слово светское, то это не значит превращение в теократическое или отход от демократии или прав”.
По мнению религиозного деятеля Маликова, необходимо раскрыть модель светскости в Конституции, так как атеистическая интерпретация ведёт к конфликту и расколу общества. В частности он предлагает следующие формулировки: “Светскость носит характер невмешательства религиозных организаций в деятельность институтов власти и госучреждений. Государство проводит политику и создает условия для гармоничного сосуществования религиозных, светских и национальных систем ценностей. Религиозное и духовное наследие предков, признается основополагающим ресурсом нравственных ценностей в развитии общества и государственности. Государство создает условия для развития традиционного Ислама суннитского толка с целью укрепления духовных и нравственных ценностей в обществе”.
Представители других религиозных общин Кыргызстана тоже высказали свое мнение по этому вопросу. Ответы различаются, но в целом они все отмечают важность этой конституционной нормы.
Различные интерпретации светскости спровоцировали бурные дискуссии среди пользователей социальных медиа. Эржан Сулейман пишет: “Светскость не означает, что государство против религии, это означает, что государство поддерживает свободу вероисповедания и ни одна религия не может главенствовать! Урматтуу мусулман бир туугандар, так ушул «светтик» болгон үчүн, дин эркиндиги бекитилген үчүн, ислам өнүгүп, мечиттер эркин салынып, ар ким динге эркин келип жатат! Бир дагы жыргаган ислам өлкөсү жок! Албетте кеп исламда эмес, кеп жамааттын даяр эместигинде, сабатсыздыгында, кээде караңгычылыгында! Артык кылам деп, тыртык кылып, динди да аралаштырып булгагандын кереги жок! Мусулмандарга дин эркиндиги жетиштүү! «Светтик» сакталыш керек! Кыргыздар аша чаппаган, кылымдар бою динде балансты сактап келген эл! Религия и так влияет на любую жизнь, так или иначе, президент, депутаты, министры могут быть верующими или нет, их личное право, гарантировано Конституцией. А светскость лишь означает: духовенство не вмешивается в управление государством; государство не вмешивается в духовное управление; гарантируется свобода вероисповедания. Поэтому я убеждён, что для самой мусульманской общины нужна именно светскость государства. Общины не готовы к строительству государства на основе религии”.
Общественная дискуссия по светскому строю государства завершила 2020 год, который принес и плохое, и хорошее. Вспомним под занавес, чтобы произошло в 2020 году.
Текст: PreventionMedia
Фото Cabar.asia