Кадыр ажы о проекте новой Конституции КР: У меня как верующего вызывает беспокойства

Новый вариант Конституции КР, вынесенный на общественное обсуждение никого не оставил равнодушным, практически все комментарии негативные. Заместитель муфтия Духовного управления мусульман Кыргызстана Кадыр ажы Маликов на своей персональной странице в Facebook опубликовал обращение к гражданам, подчеркнув, что обращается как гражданин, верующий и ученый, а не как официальное лицо муфтията.

“Проект изменений в Конституцию, который был разработан (узким кругом лиц) в стенах ЖК и вынесен на общественное обсуждение на официальном сайте парламента, лично у меня как верующего уже вызывает определённые беспокойства!

В Конституции к сожалению, не принято во внимание и не отражено в достаточной мере самое главное, роль и место духовных (религиозных) ценностей всего народа, равно как их защита и развитие!

Как и во всех старых Конституциях (со времен СССР), без учета прав мусульманского большинства, верующих других конфессий, «светское» интерпретируется в Конституции (статья 10) в атеистическом ключе, как полное отделение религии (её ценностной и нравственной систем) и культов от государства (то есть даже не государственных институтов власти и т д,), а именно государства, то есть Кыргызстана как страны.

Хотя даже если и убрать слово светское, то это не значит превращение в теократическое или отход от демократии или прав.

Ведь есть примеры демократических стран таких как Греция, Дания, Финляндия, Норвегия, Испания, Польша, Болгария, Ирландия, Исландия, Великобритания и т д., где конституционно закреплена, та или иная религия, в качестве официальной или государственной, что не мешают им оставаться светскими и демократическими по содержанию.

Но раз светское остаётся, то важно раскрыть ее модель (какая?)

Атеистическая- полное отделение религии от государства (Франция), кооперационная — разделение только религиозных организаций от гос институтов власти, но религия имеет свое место в обществе и государстве (Германия, США), модель государственной церкви, где та или иная религия провозглашается государственной или официальной (Дания, Греция, Финляндия, Ирландия, Исландия, Польша, Норвегия и т.д., и мусульманские демократические, светские страны Египет, Ирак, Сирия и т.д.).

Учитывая сегодняшние процессы роста религиозного самосознания среди простого народа, глубокого кризиса в нравственной и духовной сферах, считаю, что разработчики данного проекта Конституции, не приняли во внимание духовно-ценностные ориентиры своего же народа.

К сожалению, в Конституции, даже в её преамбуле не нашлось места упоминания Творца, духовных ценностей веры наших предков, защиты духовных и моральных принципов. А ведь это очень важно, ведь основная проблема не в модели госустройства, проблема в человеке, обществе, в таких понятиях как справедливость, честность, равенство прав граждан (в том числе и мусульманской уммы)!

Уважаемые братья и сестры! Как гражданин и как верующий, имею право предложить вам на общественное обсуждение и дальнейшую поддержку инициатив по некоторым статьям Конституции!

1. В преамбулу Конституции предлагаю ввести:

Мы, народ Кыргызстана, помня нашу историю, осознавая настоящее и стремясь к будущему,

— подтверждая приверженность высокой цели построения свободного и независимого демократического государства на основах справедливости и принципов веры, ценностями которой являются человек и его высокое предназначение, его жизнь, здоровье, духовность, права и свободы данные Творцом;

— чувствуя ответственность перед Всевышним в обеспечении справедливого правления, выражая твердую волю развивать и укреплять кыргызскую государственность, оберегать государственный суверенитет, безопасность и единство народа, развивать его язык, духовные, нравственные ценности и культуру;

— стремясь утвердить верховенство права, а также обеспечить социальную справедливость, экономическое благосостояние и духовное развитие народа;

— исходя из высоких духовных принципов веры (ыймана) в Бога, заветов наших предков в стремлении к благому, жить в мире и согласии, сохранении природы, гармонии разных систем ценностей и взглядов, принимаем настоящую Конституцию.

2. Считаю, что необходимо раскрыть модель светскости в Конституции. Так как атеистическая интерпретация ведёт к конфликту и расколу общества.

— светскость носит характер невмешательства религиозных организаций в деятельность институтов власти и госучреждений.

— государство проводит политику и создает условия для гармоничного сосуществования религиозных, светских и национальных систем ценностей.

— религиозное и духовное наследие предков, признается основополагающим ресурсом нравственных ценностей в развитии общества и государственности.

— государство создает условия для развития традиционного Ислама суннитского толка с целью укрепления духовных и нравственных ценностей в обществе.

3. Ввести заслон или фильтр от опасных деструктивных идеологий и систем

политика государства во всех сферах должна проводиться в русле не противоречия с религиозными, духовно-нравственными, культурно-национальными ценностями народа.

— порядок и условия применения международных договоров и общепризнанных принципов и норм международного права не должны нести угрозу или ущерб интересам Кыргызской Республики и его суверенитета.

4. Закрепить гарантии прав и роли религии в государстве и обществе.

запрещается вмешательство государственных органов в деятельность религиозных объединений за исключением случаев, предусмотренных законом.

— альтернативным источником для законодательства Кыргызской Республики в области семейного и гражданского права, признается конфессиональная юриспруденция в рамках единой правовой системы государства.

— законопроекты, вступающие в противоречие с духовными, морально-нравственными принципами веры, не подлежат рассмотрению и принятию.

5. Защитить религиозные и национальные ценности (в раздел права и свободы):

— традиционные для народа религиозные ценности, символы веры, национальная культура, являясь основными источниками для проведения государственной политики и идеологии, находятся под защитой государства.

— права и свободы человека неотчуждаемы и даны каждому от рождения Всевышним Создателем.

— права на свободу мысли и мнения, кроме преднамеренного оскорбления религии, национальности, пола, социального статуса

— смертная казнь вводиться за особо тяжкие преступления.

— каждый имеет право на свободу выражения своего мнения, свободу слова и печати, кроме задевающих честь и достоинство личности, религиозных и национальных чувств.

6. В раздел президент, ввести:

— президент олицетворяет единство, духовные и национальные символы народа и государственной власти.

— президентом может быть избран…, уважительно относящийся к религиозным символам веры, ….

— при вступлении в должность Президент приносит присягу народу Кыргызстана на Коране и Конституции.

Источник: страница Кадыр ажы Маликова в Facebook

P.S. Справка-обоснование, законопроект о назначении референдума и проект новой Конституции, вынесенный на общественное обсуждение Жогорку Кенешем КР, 17 ноября 2020 года.

Поделиться ссылкой: