“Сирийские граждане покинут лагерь “Аль-Холь” там останутся только иностранцы”, — заявил сопредседатель Сирийского демократического совета, контролируемого курдскими военными, Рияд Дерар, сообщает Al Jazeera. Лагерь “Аль-Холь”, находящийся на северо-востоке Сирии на границе с Ираком известен тем, что большую часть его жителей составляют жены и дети приверженцев ИГИЛ (ее деятельность запрещена на территории КР решением суда от 2015 года).
По данным международных гуманитарных организаций в лагере проживают около 65 тысяч людей, из которых сирийцы составляют 28 тысяч, иракцы 30 тысяч, остальные иностранцы. Есть среди них и выходцы из Центральной Азии, в том числе из Кыргызстана. Из 65 тысяч жителей лагеря “Аль-Холь” 43 тысячи это дети из более чем 60 стран мира, сообщает UNISEF.
Представители курдских военных формирований в интервью AFP подтвердили освобождение сирийских родственников боевиков ИГИЛ (ее деятельность запрещена на территории КР решением суда от 2015 года) с гарантиями их семей. Но на самих боевиков это решение не будет распространяться. Они содержатся в тюрьмах, контролируемых курдами.
После сирийцев лагерь смогут покинуть иракские граждане. Курдские военные не назвали конкретных сроков. Как пишет Al Jazeera, не все иракцы готовы покинуть лагерь, опасаясь судебных и уголовных преследований за возможные связи с ИГИЛ (ее деятельность запрещена на территории КР решением суда от 2015 года). Что будет с оставшимися иностранными гражданами, численность которых составляет около 10 тысяч, из них почти 7 тысяч детей, после ухода из лагеря сирийцев и иракцев никто не знает.
Курдские лидеры неоднократно заявляли, что они не в состоянии контролировать лагерь “Аль-Холь” и обеспечивать безопасность в этой части Сирии, призывая иностранные правительства забрать своих граждан.
США заявили, что они возвратили всех американских граждан и некоторым из них предъявлены обвинения. Россия 16 октября вернула 27 детей из этого лагеря. Как сообщила детский омбудсмен РФ Анна Кузнецова, анализы ДНК взяты еще у 27 детей, находящихся в лагере “Аль-Холь” для оформления документы для последующего возвращения в Россию. За последние два года российские власти смогли вернуть из зон боевых действий 224 ребенка, 122 – из Ирака и 102 – из Сирии.
В Центральной Азии Казахстан, Узбекистан и Таджикистан тоже организовали гуманитарные операции по возвращению своих граждан. Казахстан вернул 595 человек, среди них 406 детей. Узбекистан вернул 219 человек, среди них 170 детей, Таджикистан смог вернуть 84 ребенка из Ирака. Казахские и узбекские власти возвращали своих граждан из Сирии и Ирака, в том числе из лагеря “Аль-Холь”. Почти все страны готовы вернуть только детей и матерей. Не мужчин. Казахские власти в рамках спецоперации “Жусан” решились вернуть 33 мужчин. Про Туркменистан нет никаких официальных данных.
Кыргызстан не вернул никого. В сентябре 2019 года планировалось возвращение 81 ребенка из Ирака, чьи матери и отцы находятся в иракских тюрьмах. По неназванным официально причинам возвращение детей откладывалось несколько раз. Вероятней всего повлияли массовые антиправительственные акции в Ираке прошлой осенью, покушение на высокопоставленного генерала в аэропорту Багдада и пандемия коронавируса. Сейчас же политическая ситуация коренным образом поменялась уже в Кыргызстане, еще и длительный карантин с его ограничениями негативно сказывается на социальном и экономическом положении страны. Поэтому возвращение кыргызстанцев из зон боевых действий может откладываться на неопределенный срок.
По данным Health Partners, в первой половине 2020 года уровень смертности детей в возрасте до 5 лет в лагере “Аль-Холь” составлял 2.5 случаев неделю. В августе из 24 медицинских пунктов в работали только 15, из трех полевых госпиталей функционировал один, но не на полную мощность. В этот же период по данным UNISEF в лагере умерло 8 детей, четверо из-за осложнений, связанных с недоеданием, а остальные в результате обезвоживания из-за диареи, сердечной недостаточности, внутреннего кровотечения и гипогликемии. Новых данных за последние три месяца пока нет, из-за пандемии и карантинных ограничений доступ к этим лагерям ограничен.
Военный корреспондент российского ИА Anna-News Александр Харченко в интервью телеканалу “Звезда” рассказал об условиях жизни в этом лагере после поездки в Сирию: “Дети там делятся на два лагеря: первые приехали из России или стран СНГ, вторые — те, кто родились на территории Сирии и Ирака, которые могли рождаться и не от российских граждан. Матери первых, опьяненные пропагандой, ехали в ИГИЛ (ее деятельность запрещена на территории КР решением суда от 2015 года) у детей, конечно, ничего не спрашивали, дети ничего не понимают, они попадали в чудовищные условия и становились соответственно заложниками. Честно сказать, условия просто ужасающие. Там антисанитария. О тех местах, где они содержатся, говорят очень много, а помощи — очень мало. Женщины рассказывали, что приходят машины с гуманитарной помощью и тут же ее продают и на этом зарабатывают чуть ли не миллионы долларов. И тут же — дети, босые, голые, бегают, подбирают что-то с земли, едят. Видно, что дети голодные, что есть нечего. Женщины жалуются, что просто накормить детей нечем».
Save the Children призывали возобновить гуманитарные поставки, приостановленные из-за пандемии, а также улучшить доступ внутри лагеря для выявления нуждающихся в медицинской помощи. В переполненном лагере уже были зафиксированы случаи заражения коронавирусом. “Жизненно важно, чтобы медицинские бригады могли проверять и изолировать тех, у кого подозревается COVID-19, чтобы не было необходимости принимать радикальные меры, такие как закрытие медицинских учреждений, которые обеспечивают жизненно важное лечение детей”, — заявила директор сирийского представительства Save the Children Соня Хуш.
Human Rights Watch обращает внимание на нарушение прав детей и женщин в лагерях “Аль-Холь” и “Рож”, которых курдские военные содержат в заключении без предъявления обвинений. Курдские лидеры не раз заявляли, что причастные к сотрудничеству с ИГИЛ (ее деятельность запрещена на территории КР решением суда от 2015 года) будут привлечены к ответственности и не может быть и речи об их освобождении.
Что касается лагерей беженцев и перемещенных лиц на северо-востоке Сирии, курды с самого начала их функционирования неоднократно заявляли, что не намерены все время их содержать и охранять. “Лагерь “Аль-Холь” это большая нагрузка для курдской администрации”, сообщает Al Jazeera со ссылкой на одного из курдских лидеров Рияд Дерара.
Судьба одного из самых густонаселенных лагерей на северо-востоке Сирии может решится в эти месяцы, если курдские военные сдержат свои слова и отпустят всех сирийцев и иракцев. Тогда в лагере “Аль-Холь” останутся только иностранцы, большинство из которых составляют дети. Что будет с ними неизвестно. Курды призывают все правительства забрать своих граждан, но мало, кто хочет делать это. Даже если речь идет про детей и женщин.
Текст: PreventionMedia
Фото Delil Souleiman / AFP