По данным специалиста Южного регионального отделения Государственной Комиссии по делам религии при ПКР Акматбека Оморова, после обретения независимости в стране было 39 зарегистрированных религиозных организаций. Сейчас их количество достигло 3257. Из них 2856 организаций исламского направления, 115 религиозных учебных заведений, 68 центров и фондов. Также в стране зарегистрировано 2600 мечетей, еще около 400 не прошли регистрацию. В стране из чуть более сотни медресе функционируют лишь около 80, из которых 7 медресе для женщин и девочек.
Рост религиозности в обществе показал востребованность религиозных учебных заведений. Был период, когда многие семьи забирали детей из общеобразовательных школ и отдавали на обучение при мечетях, в худжрах и первых медресе. Замена светского образования на религиозное не была позитивно воспринята обществом. Все чаще задавали вопросы: «Чему и как учат в этих местах?» «Кем они смогут работать?». Государство не было готово работать в этой чувствительной сфере, с одной стороны был риск ущемления прав верующих, с другой — вероятная радикализации и прочие более серьезные негативные последствия. Отсутствие стандартов привело к появлению массы религиозных учебных заведений, которые работали без лицензий, без единых учебных программ. Но они пользовались большой популярностью среди населения. Сейчас продолжается этап упорядочения работы религиозных учебных заведений.
По данным за прошлый год, в медресе учились более 8 тысяч человек, но сюда не входят данные учебных заведений, не прошедших регистрацию в Духовном Управлении мусульман Кыргызстана (ДУМК) и Госкомиссии по делам религий (ГКДР). В стране только один Исламский университет получил лицензию Министерства образования. Это сложный процесс, тем более у Минобразования нет практики лицензирования подобных заведений. Среди требований было преимущество светских предметов программы обучения на 60-70%, но в медресе превалируют религиозные предметы.
Для открытия медресе должна быть создана инициативная группа из 200 местных жителей, руководитель должен иметь теологическое и светское образование. Открытие заведения должно быть согласовано с органами местного самоуправления и населением. Медресе должно пройти регистрацию в ДУМК и ГКДР.
Назвала медресе в честь отца
После многолетней работы по согласованию 4 года назад в селе Гулистан Ноокатского района открылось медресе для девочек имени Атаназар кары, которым руководит Шарифахон Атаназарова. Согласно требованиям ДУМК, в медресе принимают детей только после 9-го класса образования. В медресе, как правило, учатся люди разных возрастов. Сейчас здесь учится 166 женщин и девушек. Все медресе являются коммерческими учебными заведениями, которые существуют на пожертвования спонсоров и оплату учеников. В этом медресе оплата составляет 1000 сомов в месяц. По словам делопроизводителя Калиды Исаковой, из малоимущих уязвимых семей ученицы могут оплачивать меньшую сумму в силу возможностей.
Исакова заметила, что в программу обучения включены светские предметы: кыргызский, русский и арабский языки, история Кыргызстана, основы компьютерной грамотности. Обучение есть двухлетнее и трехлетнее. Для получения дополнительных навыков рабочей профессии в медресе есть курсы кулинарии и швейного дела. В прошлом году по проекту получили 4 ноутбука.
«Востребован русский язык, так как некоторые потом уезжают в Россию. В основном, у нас многие учатся для себя, так как женщинам и девушкам очень важно быть образованными. Женщина — это основа семьи, от уровня ее образованности зависит развитие детей. Именно женщина дает основы религиозных знаний детям. В медресе ученицы получают хорошее воспитание, поэтому эти заведения востребованы», — добавила Исакова.
Руководитель прогрессивного общественного объединения «Мутакалим» Жамал Фронтбек кызы рассказала о совместной с ДУМК и ГКДР работе над внедрением нового предмета в медресе — граждановедения. Являясь лидером религиозных женщин, Жамал имеет три высших образования: теологическое, экономическое и юридическое, она настаивает на том, чтобы женщины-мусульманки были всесторонне образованными, воспитывали в себе лидерские качества и умели отстаивать свои права. «Хотите жить свободно? Боритесь! В законах и религиозных учениях права мужчин и женщин равны, но много лет нам преподносили основы религии с позиции мужчин». Она рекомендует женщинам изучать национальное законодательство и международные нормы, Коран и сопутствующие труды для более глубокого понимания ценности женщины в семье и обществе. Умная, образованная женщина является важным звеном в профилактике радикализации. Поэтому очень важно систематизировать и улучшать учебные программы религиозных учреждений для женщин и девушек.
«Религия — это жизнь, но не специальность»
Проблем в сфере религиозного образования достаточно, например, все чаще поднимают вопрос статуса диплома или аттестата выпускника медресе. Выпускники 9-го класса общеобразовательной школы после двухлетнего обучения в медресе не получат аттестат государственного значения о среднем образовании. Так как медресе не придерживаются программы 10-11-х классов общеобразовательных школ и не имеют лицензии Министерства образования. Если после медресе выпускник пожелает получить высшее образование, ему придется пройти общереспубликанское тестирование и на общих основаниях поступать в вуз.
Об этом рассказала преподаватель медресе для женщин в Джалал-Абаде Гульсара Каримова. «До сих пор не ясен статус диплома медресе, считается ли это средне-специальным или высшим образованием или нет? Наши выпускники хотят внести свой вклад в развитие, не все желают оставаться домохозяйками и ограничиваться себя кухней и воспитанием детей. Но наши дипломы не принимаются государством, они не дают возможность трудоустроиться в госорганы. Наши выпускницы дополнительно учатся на педагогов, есть желающие поступить на теологический факультет, но из-за дорогого контракта не могут себе это позволить. Кто мы после обучения в медресе? Религия — это духовность, это жизнь, но это не специальность».
В идеале медресе — это учебное заведение, где обучают высшим канонам ислама, а его выпускники должны считаться теологами. На практике выпускники медресе могут обучать арабскому языку и Корану, преподавать основы воспитания в духе ислама.
Руководители медресе понимают, что в условиях конкуренции нужно подстраиваться под нужды учеников и внедряют дополнительные курсы по получению навыков дополнительным специальностям: домашней медицинской сестры, швеи, кондитера. Но опять-таки диплом не будет играть значения при трудоустройстве.
Для решения вопросов с религиозными учебными заведениями нужно усилить работу с ДУМК, ГКДР по вопросам женского лидерства, развивать направление по подготовке имамов-женщин для женщин, содействовать повышению потенциала преподавателей и увеличению объема светских предметов с целью стандартизации учебной программы и лицензирования в Министерстве образования.
Изучать религию можно в любом возрасте
Большим преимуществом обучения в религиозном заведении является то, что туда принимают женщин любого возраста. Жительница Кара-Суйского района Бибинур Кудайбердиева пенсионерка, раньше работала связистом. Она мать пятерых детей и бабушка 12 внуков. Родом из Башкирии, Бибинур вышла замуж за парня-уйгура и осталась жить в Кыргызстане. После распада Советского Союза ее младший брат уехал в Татарстан, где углубился в изучение религии. Во время приезда в Кыргызстан, он растолковал родным основы ислама, так Бибинур стала интересоваться религией, со временем покрыла голову платком, исполняет все религиозные обряды. По ее словам, она стала более стойкой, терпеливой и спокойной. У нее возникло желание узнать больше о священном писании, изучить арабский язык. Но в те годы не было медресе, поэтому она изучала язык по самоучителю. Лишь в 2009 году впервые пошла в медресе, с тех пор периодически посещает занятия, помогает другим с изучением. «Мне языки легко даются, я знаю все местные языки. Заметила, что немало женщин моего возраста тоже изучают арабский язык и Коран. Говорят, что женщина дома — это медресе».
Жамал Фронтбек кызы добавляет, что для достижения семейной гармонии все должны трудиться, знать свои права и обязанности, радовать друг друга, «это можно сравнить с цветком, который нужно ежедневно поливать, женщина должна быть мудрее и в семье, и в отношениях.
P.S. Светскость государства
В соответствие со статьей 1 Конституции Кыргызской Республики является суверенным, демократическим, правовым, светским, унитарным, социальным государством. Светскость государства означает, что религия отделена от государства и государство регулируется на основе гражданско-правовых норм, не допускается вмешательство религиозных организаций и служителей религиозных культов в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. Кыргызстан является конфессионально-нейтральным государством, не ассоциирует себя ни с какой религией и не использует никакую религиозную идеологию в качестве официальной, обязательной для граждан. Вероучение религиозных организаций не может устанавливаться в качестве обязательного для граждан. Все религии и религиозные организации равны перед законом. В стране свобода совести и вероисповедания. Государство ограничивает деятельность религиозных организаций и движений, опасных для личности, общества и государства. Также осуществляет контроль за содержанием религиозного образования, религиозной литературы, религиозных материалов в СМИ с целью недопущения пропаганды экстремистских или деструктивных идей, религиозной розни и призывов к насилию.
Сахира Назарова, журналист для PreventionMedia
На обложке фото: https://ucentralasia.org
Фотографии с медиатура Сахиры Назаровой