Реализация проектов для сельских женщин — мягкая сила дерадикализации

По итогам медиа тура Internews и «Мутакаллим». Журналисты из Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и Казахстана приняли участие в медиа туре по Ошской области с целью ознакомления с реализацией инициатив сельских женщин по профилактике насильственного экстремизма и радикализации. Поездка организована при содействии офиса «Интерньюс» и прогрессивного общественного объединения женщин «Мутакалим».

Швейное дело в радость

В сельском округе Зулпуев Ноокатского района живет 23 тысячи человек. По словам главы округа Мырзабека Мурзакунова, социально-уязвимых 170 семей. Общий бюджет округа составляет 21 с половиной миллионов сомов в год.

Одной из актуальных проблем остается обеспечение питьевой водой. Сейчас округ обеспечен водой на 67%. В этом году местный бюджет выделил примерно 700 тысяч сомов на ремонт водопровода. Активно привлекаются международные организации для совместной реализации проектов.

Другая проблема — безработица, следствием которой является отток мигрантов. Местная администрация с готовностью поддерживает инициативы сельчан по созданию рабочих мест на местах. Одним из таких проектов было открытие швейного цеха «Акбилек». Администрация округа предоставила пустующее здание, помогла с оплатой электричества.

Местная активистка Тажикан Матанова рассказала, что они создали инициативную группу женщин, прошли обучение основам бизнес-планирования и правам человека, затем подали проектную заявку в ПООЖ «Мутакалим». На полученные средства женщины сами выбирали оборудование, в итоге было закуплено 4 современных промышленных швейных машины, один оверлок и один промышленный утюг с мощным парогенератором. Открытие цеха «Акбилек» стало большим праздником для сельчан — нечасто в регионах открываются предприятия для занятости сельских женщин. Это было в сентябре прошлого года.

Спустя год, цех «Акбилек» успешно работает. Шесть женщин, среди которых есть многодетные матери, разведенные, в возрасте, вовсю трудятся над заказами. У них хорошее качество и более низкие цены на услуги. Им заказывают пошив постельного белья для социальных учреждений, приданого для невест. Также они шьют одежду на заказ и любую продукцию для сбыта на местном рынке. Работницы рассказали, что полученная прибыль делится на всех, в неделю могут заработать до 5 тысяч сомов.

Гордость цеха — 76-летняя Нарийнса Кайипова, которая шьет с детства. Проработав всю жизнь в детском саду, она получает пенсию 6 200 сомов, несмотря на преклонный возраст, продолжает заниматься любимым делом. О себе говорит, что самоучка, нигде не училась шитью, но шьет все подряд: от одежды до предметов быта. Ее невестка и внучка тоже стали портнихами.

Тажикан Матанова рассказала, что сельчанкам сложно найти хорошую работу, поэтому работа в цеху очень ценится. Одна из женщин поделилась, что планировала выехать на заработки, но теперь с радостью работает в родном селе.

Местные активисты занимаются благотворительностью. Месяц назад у Нурзиды Латыпжан кызы сгорел дом из-за неполадок с электропроводкой. Сейчас она с четырьмя детьми живет в другом недостроенном доме, а муж-строитель находится на заработках в другом районе. Активисты подарили Нурзиде комплекты постельного белья, обещали помочь с обустройством быта.

Сельчанки использует интернет не для радикализации, а для поиска фасонов модной одежды

Как правило, сельская молодежь не стремится к получению высшего образованию из-за его дороговизны и необходимости заработка. В Ноокатском районе есть несколько средне-специальных профессиональных учебных заведений. Подавляющая часть выпускников стремится уехать из села в город или заграницу на заработки. Среди оставшихся сельчан много безработных, другие заняты, в основном земледелием и реже скотоводством.

В селе Жаны Ноокат тоже есть швейный цех, который поначалу располагался в выделенном помещении, но после того, как местная власть продала помещение, портнихи остались на улице. В своем доме жительница Мухабат Салымбоева выделила одну комнату и летнюю веранду для цеха. Сейчас там работают женщины и девушки, которых обучают швейному делу с 14-15 летнего возраста, всего трудятся полтора десятка человек.

В сезон бывает много заказов, особенно пошив приданого для сельских невест. Например, в комплект приданого входит 30 тушаков, 10 одеял, 30 подушек, 10-20 метров штор и др. Пошив одного комплекта занимает одну неделю, женщины могут заработать 8-10 тысяч сомов.

Женщины шутят, что научившись зарабатывать, они стали чаще покупать себе туфли на базаре и духи из сетевого маркетинга, как показатели роста благосостояния.

Другой момент связан с особенностями уклада жизни в селе. Во многих патриархальных семьях мужья не отпускают жен на работу. Так как цех находится в доме одной из сельчанок, мужчины доверяют и отпускают своих жен в цех. Для женщин это не только заработок, но и любимое дело, общение с единомышленниками. Здесь говорят, что обученные, трудолюбивые девушки пользуются популярностью в качестве будущих невесток и жен.

Оборудование для цеха было приобретено по проекту поддержки инициатив сельских женщин. Как возникла идея поддержки подобных проектов? Когда несколько лет назад эксперты решили проводить обучающие мероприятия по профилактике насильственного экстремизма и радикализации, то на встречах жители стали говорить, что они сидят без работы, им не хватает на еду, а обучение им малоинтересно. Но доноры были больше заинтересованы в образовательных мероприятиях. Тогда эксперты решили объединить все вместе: путем социальной мобилизации сельских женщин были созданы инициативные группы, которые прошли обучение правам человека, информационной безопасности и навыкам бизнес-планирования. Была проделана работа по укреплению взаимодействия населения с местной властью. Затем был этап подачи заявок на реализацию совместных инициатив, направленных на решение местных вопросов. В рамках проекта были выпущены 10 видеороликов по профилактике НЭ. После обучения правам человека женщины обменивались этими роликами в группах. Затем они приступили к реализации минигрантов.

Эксперт Икбалжан Мирсайитов рассказал, что два года назад участвовал в отборочной комиссии по рассмотрению заявок. Члены комиссии обращали внимание на то, какая социальная группа подала заявку, в каком окружении она находится, много ли в местности безработных и мигрантов, какой уровень образования, какие есть возможности и т. д. По тому проекту было поддержано 30 инициатив для жителей сел. Некоторые заявки были направлены на покупку оборудования для пекарни, швейного цеха, другие запрашивали поддержку на ремонт, покупку оргтехники, обучение, развитие животноводства и многое другое. Спустя год не все проекты успешно реализуются, но есть хорошие примеры устойчивости, например, цех в округе Зулпуев и селе Жаны Ноокат. На успешность проектов влияет тесное взаимодействие с местной властью, которая, как правило, идет навстречу и помогает жителям. Это создание рабочих мест в селах, что особенно актуально в год развития регионов и цифровизации.

Специалист Южного регионального отделения Государственной Комиссии по делам религии при ПКР Акматбек Оморов заметил, что сельские женщины меняются после вовлечения в процессы обучения и развитие предпринимательства. Раньше до вовлечения в проекты они были закрытыми, необщительными, жили проблемами своей семьи и улицы. Не участвовали в социальной жизни, многие из них без образования и работы, зависимые от мужа, который был единственным добытчиком в семье. После обучения они увидели возможности, стали более активными, прогрессивными, научились анализировать. Они стали больше общаться между собой, ведь деятельность вовлечены женщины разных возрастов и социального уровня.

Эксперты добавляют, что подобная работа с сельскими женщинами является одним из способов мягкой силы дерадикализации. У женщин появляется стимул работать, у нее есть цель, видение будущего и она знает, как реализовать свои возможности. Она становится более уверенной, экономически состоятельной. Теперь у нее есть, что терять, поэтому она много раз подумает о том, стоит ли все бросить и уехать. Она учится критически мыслить, знает основы информационной безопасности, уголовной ответственности. Таким образом, обучение и развитие трудового потенциала сельских женщин способствует укреплению стабильности и служит профилактикой радикализации и насильственного экстремизма.

Сидя за машинкой, женщины шутят, что теперь интернет используется не для обмена религиозными роликами в чатах, а для поиска модных фасонов и способов шитья.

Проекты заканчиваются, деятельность продолжается

Женщины сельского округа им.С.Юсуповой Араванского района вместо открытия цехов провели массовые информационные мероприятия. Они открыли «Школу материнства», где женщины разных поколений проводили разъяснительные и культурно-развлекательные встречи. Активист Диломар Хамракулова рассказала, что для дискуссий были выбраны актуальные для их местности темы по снижению стереотипов, а именно: предотвращение ранних браков, уважительные отношения между невесткой и свекровью, необходимость получения образования и рабочей специальности, информационная безопасность, необходимость вакцинации детей. Постепенно стало меняться отношение сельчан к стереотипам, что девушке не нужно образование, что она должна сидеть дома и ее единственная цель — выйти замуж и завести детей. Замечено, что религиозные женщины сменили черные платки на цветные. Жители стали принимать участие в решение местных вопросов, например, скоординировали усилия с местной властью для сбора средств для организации вывоза мусора. Проекты давно завершились, а работа продолжается.

Таким образом, на местах очевидно воздействие от активизации женщин-мусульманок в профилактике радикализации. Женщины являются уязвимой группой для воздействия радикалистских воззрений в силу изолированности и особенностей менталитета, поэтому большое значение имеет продвижение тем гендернего равенства и расширения возможностей и вовлечение их в дела местного сообщества.

Сахира Назарова, журналист для PreventionMedia

Photo by Sahira Nazarova

Поделиться ссылкой: