Первый шаг сделан. Кыргызстан при поддержке UNISEF вслед за соседними странами 16 марта вернул домой 79 детей, которые вместе с матерями содержались в центральной женской тюрьме Багдада, расположенной в районе Аль-Русафа. Самому младшему из вернувшихся домой детей, в рамках гуманитарной операции “Мээрим” (“Милосердие”), всего два годика, а самому старшему 18 лет. Дети вернулись без родителей, которые либо погибли или же отбывают наказание в иракских тюрьмах. На таких условиях официальный Багдад разрешил вывезти детей в Россию, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан и другие страны. Кыргызстан не исключение.
Как сообщает Reuters, с января 2018 года иракские власти начали активные судебные разбирательства по делам иностранных граждан, обвиняемых в терроризме.
В таких случаях детям могут вынести три возможных обвинения: незаконный въезд с лишением свободы на 1 год, принадлежность к ИГИЛ (запрещена на в странах Центральной Азии) лишение свободы от пяти до семи лет и помощь ИГИЛ (запрещена на в странах Центральной Азии) в осуществлении террористической деятельности лишение свободы до 15 лет. Дети до 13 лет, не причастные к актам насилия, как правило привлекаются к уголовной ответственности за незаконный въезд, а вот старшим детям применяются более суровые наказания.
Глава министерства иностранных дел КР Руслан Казакбаев комментируя возвращение детей, подчеркнул, что переговоры с иракской стороной велись с 2018 года. Напомним, что в 2019 году была создана межведомственная рабочая группа и планировалось, что в сентябре того же года она вылетит в Багдад. Членам рабочей группы были даже открыты иракские визы, решен вопрос с организацией чартерного рейса вплоть до изыскания финансовых средств для выплаты штрафов за детей за нарушение визового режима по 400 долларов за каждого ребенка.
Но, по неизвестным причинам гуманитарная операция каждый раз откладывалась. Поэтому этого возвращения с надеждой ждали родственники других детей, которые находятся на территории Сирии. Где ситуация еще хуже чем в багдадской тюрьме.
Cитуация в «Аль-Холь»
Руководитель сирийского подразделения международной организации Save the Children Сониа Хуш давно призывает правительства ускорить возвращение детей домой из лагерей на севере Сирии, где в основном содержатся дети и женщины.
По ее словам, дети в лагере “Аль-Холь” живут на грани жизни и смерти. В конце февраля в этом лагере погибли трое детей и еще 15 получили ранения в результате пожара. На севере Сирии такая же зима как в Кыргызстане. Поэтому обитатели лагеря пытаются согреться с помощью кустарных печей из-за которых бывают пожары. Охрана лагеря не реагирует на такие случаи, потому что они видят и в женщинах, и в детях исключительно своих врагов.
“Мы призываем международные правительства делать больше для репатриации детей из лагерей “Аль-Хол”, “Рож” и других. Необходимо продолжать усилия, чтобы спасать невинных детей, помогать им выздоравливать и строить новую жизнь”,- просит Сониа Хуш.
В самых ужасных условиях живут дети-иностранцы, которые вместе с матерями обитают в отдельной части лагеря “Аль-Холь”. У этих детей крайне ограниченный доступ к элементарным вещам как питьевая вода и медицинское обслуживание. Там нередки случаи насилия. С обитателями этой части лагеря его охрана особо не церемонится.
Россия продолжает вывозит своих несовершеннолетних граждан из Сирии. Последний раз детский омбудсмен РФ Анна Кузнецова вернула домой 19 детей от трех до пятнадцати лет 26 декабря 2020 года. С 2018 года Россия вернула домой 274 ребенка, 122 — из Ирака и 152 — из Сирии. Согласно информации уполномоченного по правам детей России, они ищут детей и на территории Турции, куда они могли перебраться вместе со своими матерями или в сопровождении других взрослых. На сегодня взяты пробы ДНК у 36 детей, которые находятся в Турции. В целом детский омбудсмен подготовил документы на репатриацию еще 96 детей из Сирии.
Кыргызстанцы в Сирии
Данные о количестве кыргызстанцев в лагерях на севере Сирии и Ирака сильно разнятся. ИА “24” ссылаясь на общественного деятеля Кубаныча Токтосунова сообщает, что там находятся 400 женщин и детей. Родственники находящихся в сирийских лагерях женщин и детей в многочисленных интервью называют другие цифры. Они говорят, что в лагерях на северо-востоке Сирии находятся 137 женщин и мужчин, 400 детей.
“Это неточные данные. Они могут меняться”, — говорит Хамида Якубова, которая безуспешно пытается вернуть дочку и внучку из Сирии.
Лагерь “Джерабулус” находится на территории одноименного района на севере Сирии на границе с Турцией. Согласно многочисленным публикациям известно, что в этом лагере достаточно выходцев из стран бывшего СССР, в особенности из России. Лагерь находится в зоне активных военных действия турецкой армии, сирийских военных и курдских формирований. Другие сведения о лагере крайне противоречивые и скудные.
Лагерь “Родж” находится на самом севере Сирии на границе между Ираком и Турцией. Там по разным данным находятся до 1 700 человек. Эти цифры постоянно меняются, потому что из-за активных военных действий количество его обитателей может меняться все время.
Лагерь “Аль-Холь” самый большой лагерь на севере-востоке Сирии на территории района Эль-Хасака. В 2019 году в лагере было зафиксировано рекордное число обитателей свыше 73 тысяч людей, при этом сам лагерь появившейся после войны в Ираке был рассчитан на 11 тысяч человек. Более 90 процентов его жителей составляют дети. Лагерь “Аль-Холь” еще известен тем, что в нем находятся жены членов ИГИЛ (запрещена на территории стран Центральной Азии). Поэтому они опасаются своей выдачи сирийским властям.
“Обитатели лагерей – это люди, предположительно причастные к террористическим группировкам, в том числе ИГИЛ (запрещена на территории КР). «Аль-Холь» – крупнейший в Сирии лагерь беженцев и переселенцев, 80 процентов которых – дети и женщины. Причем половина детей – младше пяти лет”, — говорится в сообщении Совета ООН по правам человека со ссылкой на экспертов.
Текст: Prevention Media