Марджани: Все про исламоведение

Исламоведнаучный интернет-проект Фонда Марджани, где публикуется информация, связанная как с деятельностью самого Фонда и Центра исламоведения, так и вообще темами, близкими к исламоведению.

На протяжении десятилетий Талал Асад, в данное время занимающий должность профессора антропологии в Городском университете Нью-Йорка, в своих работах о религии и её взаимосвязи с острыми вопросами современной жизни постоянно опровергал доминирующие парадигмы антропологии. Несмотря на то, что прошло более 30 лет с момента публикации, текст до сих пор более чем актуален. Перевод статьи печатается с любезного согласия самого автора и Центра современных арабских исследований Джорджтаунского университета, для которого она было подготовлена.

Абстрактно используемое словосочетание «мусульмане России» сложно поддается операционализации с академической точки зрения в силу ряда обстоятельств. Во-первых, по-прежнему спорными остаются критерии социологического выделения и подсчета мусульман. Во-вторых, в России проживают сообщества с разными этническими корнями и культурными традициями адаптации ислама. В-третьих, российская имперская, а позже советская атеистическая политики особенным образом повлияли на то, каким образом легализовался публичный Ислам двадцать лет назад в России и каким образом трансформировались индивидуальные паттерны следования исламу. В-четвертых, доминирующие в СМИ и общественном мнении дискурсы исламского фундаментализма и терроризма формируют предвзятые фокусы интерпретации мусульманской практики «немусульманами» и активно участвуют в артикуляции того, чем является ислам или мусульмане сегодня.

Со времён Пророка Мухаммада передача знаний является фундаментальным аспектом исламской традиции. В первые века после смерти Пророка в 632 г. в мусульманских обществах сложился класс религиозных экспертов – улемов. Они привлекали к себе студентов и разрабатывали системы передачи текстов, идей и практик. В IX-X вв. мечети аль-Азхар в Каире и аль-Каравийюн в Фесе начали превращаться в образовательные центры, привлекавшие к себе искателей знания со всего мусульманского мира.

Абу Мансур Мухаммад ибн Мухаммад аль-Матуриди (ум. в 333 г. Х./944 г. н. э.) – один из немногих исламских теологов, чью значимость не нужно ни подчёркивать, ни специально упоминать. Его репутация мутакаллима-новатора давно устоялась, его влияние на последующие поколения через его собственную богословскую школу общепризнано. Такое наследие возвысило аль-Матуриди до ранга ведущего исламского вероучителя, и в этом качестве его до сих пор упоминают практически во всех справочниках и обзорах по исламу.

Научные работы публикуются с любезного разрешения проекта Исламовед, фонда Марджани (Россия)

Поделиться ссылкой: