Богослужения и намазы во времена пандемии: что изменилось…

Пандемия и карантин стали полной неожиданностью для всех без исключения религиозных организаций, зарегистрированных в Кыргызстане. Им пришлось менять привычный график работы мечетей, церквей и синаног, вносить определенные ограничения. Массовые богослужения и намазы были отменены, а главные мусульманские, христианские и иудейские праздники прошли без традиционных служб из-за опасений коллективного заражения COVID-19. Таких ограничений в истории местных общин не было очень давно. В августе религиозным организациям разрешили проводить пятничные намазы и воскресные службы при условии соблюдения определенных правил. Сейчас из-за опасений повторной вспышки коронавируса в некоторых регионах вновь вводят ограничение, так по рекомендации Городского штаба по борьбе с COVID-19 с 19 октября в мечетях Джалал-Абада запретили проводить пятничные намазы.

В мечетях сократили время намаза

Заместитель столичного казы Эрназар ажы Асатов сказал, что правила посещения мечетей были разработаны на основе рекомендаций Министерства здравоохранения КР и Республиканского штаба по COVID-19. Во всех мечетях постоянно проводят санитарную обработку помещений и ковровых покрытий, также липкой лентой отмечены линии для соблюдения физической дистанции, запрещены рукопожатия и объятия.

Всех верующих просят быть в защитной маске, совершать обязательные омовения и суннат-намазы дома, чтобы сократить время пребывания в мечети до 15-20 минут. Также муфтият просит воздержаться от посещения мечетей детей, лиц пожилого возраста и граждан у кого высокая температура. В православных и католических храмах аналогичные требования с учетом особенностей религиозных служб.

Бишкекская и Кыргызстанская епархия Русской православной церкви и Духовное управление мусульман Кыргызстана призывают своих прихожан с пониманием отнестись к таким вынужденным ограничениям из-за угрозы коронавируса. Не всем верующим по душе новые правила и ограничения, в социальных медиа некоторые из них высказывают свое недовольство. Всего по стране действуют 2 669 мечетей, 25 храмов и 20 молитвенных домов у русской православной церкви и 4 храма у католической церкви.

“Воскресные службы мы проводили через ZOOM”

“Как все другие религиозные организации, мы тоже во время карантина и ЧС были вынуждены закрыть двери для своих прихожан. Это очень сложно было, как вы знаете везде в религиозных общинах, иногда бывают такие ревностные или духовные, я их так порой называю, которые протестовали и говорили, что с нами Бог и Он не пропустить. Но мы со всеми служителями нашего братства единодушно поддержали приказ о временном прекращении богослужений, когда граждан призывали оставаться дома.

Слава Богу, что среди моих прихожан нет инфицированных, но каждый божий день мы переживали за тех, кто заболел или умирал. Мы молились о тех, кто потерял своих родных и близких, чтобы Бог дал утешение им, молитвами поддерживали их. Просили у Бога помощи для врачей, медсестер и учителей, силу и мудрости в это трудное время.

Как пастор общины с помощью маршрутного листа выезжал в город, чтобы поддержать наиболее нуждающихся наших прихожан и не только. Мы протягивали руку помощи, раздавая продукты питания, медицинские маски и антисептики.

Во время карантина с прихожанами мы общались в основном через WhatsApp, изучали Слово Божие каждый день с помощью платформы Zoom. У кого не было возможности подключиться к Zoom конференциям, мы через WhatsApp отправляли проповеди. Воскресные богослужения мы тоже проводили через Zoom.

Пасху тоже мы праздновали с помощью Zoom. Пасха один из важных христианских праздников, несмотря на то, что мы не могли собраться вместе, это не омрачило светлый праздник Пасхи.

Сейчас когда дали разрешение, мы открыли свои двери для воскресных служб с соблюдением всех требований. Но другие собрания мы продолжаем проводить через Zoom. Сейчас такое непонятное время, поэтому мы просим своих прихожан лишний раз не ехать так далеко. С интернетом не было особых проблем, только пожилые прихожане не понимали новые технологии и формат общений. Но им помогали дети и внуки”,- говорит пастор Евангелической Лютеранской церкви Рысбек.

“Требования патриархата гораздо сложнее”

Все обряды, таинства мы проводим в строгом соответствии со всеми требованиями безопасности. Помимо распоряжений, кстати довольно мягких со стороны Республиканского штаба и Государственной комиссии по делам религий КР, которые вполне исполнимы, там нет совершенно ничего сложного, требования нашего патриархата гораздо сложнее, поверьте. Помещения внутри храмов мы стали обрабатывать еще до того, как было разослано предупреждение. С прихожанами общаемся в масках.

Знаете есть такая мысль, что когда бывают общественные бедствия, какие-то неприятности, что само по себе плохо и грустно, есть и хорошая сторона по особому Божьему промыслу.

Это когда неожиданно в скромных, незаметных людях, которые до этого ничем не выделялись, вдруг проявляются такие качества как чуткость, внимание, сострадание и даже подчас самопожертвование. Это не может не радовать. Социальная работа удивительна. Она приобрела новые свежие силы. Это не секрет”, — говорит протоиерей Русской православной церкви в Бишкеке Алексей Сыромятников

Три принципа католической церкви во время пандемии

 “Католическая церковь уже имеет 2 000-летний опыт и выработаны твердые принципы поведения. Я упомяну три принципа. Первое из них заключается в том, что учение церкви основано одновременно на вере и разуме. В наших церковных документах часто повторяется красивая фраза о том, что никто не может превзойти церковь в приглашении использовании разума. В контексте пандемии это означает, что мы не исключаем, что можно заразиться коронавирусом во время молитвенных собраний в церкви, так подсказывает нам ум.

Второй принцип – это принцип католического богословия, который заключается в том, что Бог не создал смерть. Смерть и все, что принадлежит процессу смерти, к примеру болезни пришли в этот мир по зависти Сатаны. Таким образом стоит противостоять смерти, а также тому, что принадлежит ей, например, болезни COVID-19.

Третий принцип связан с функцией государства. Мы обязаны подчиняться законной государственной власти в вопросах общего порядка. Конечно же когда это не противоречит Божьему закону. Угроза коронавируса была и остается опасной, поэтому учитывая вышеизложенные принципы, мы закрыли католические церкви во время карантина.  Мы открыли группы католиков в WhatsApp, где каждый отправляли разные размышления о духовности. Наши прихожане активно участвовали в них и других онлайн молитвах.

Наша католическая община в Джалал-Абаде транслировала богослужения через YouTube, а прихожане в режиме реального времени отвечали через WhatsApp. Очень интересно выглядело со стороны. Хотя формат онлайн молитвы имеет свои преимущества, ее посещали больше людей, чем обычно приходят на воскресную службу, мы были счастливы, когда отменили карантин и мы смогли вернуться к нормальному богослужению. Мы соблюдаем все санитарные рекомендации и даже вводим дополнительные собственные. Мы рады, что можем молиться в равной общине. Во время пандемии мы предприняли значительные усилия, чтобы облегчить трудности тех, кто сильнее почувствовало наступление кризиса. Помогая и поддерживая их через наши приходы”, — рассказал священник католической церкви Ремигюшь Кальски.

Пасхальная служба в Instagram

Религиозные организации заметно оживились в социальных медиа, когда стало ясно, что главные праздники пройдут без традиционных массовых богослужений из-за карантина. Бишкекская и Кыргызстанская епархия Русской православной церкви использовала возможности Instagram для трансляции пасхальной службы, но она не была продублирована на Facebook, учитывая, что эти социальные медиа принадлежат одной компании и их легко синхронизировать. Но зато из Свято-Воскресенского кафедрального собора в Бишкеке с помощью Госкомиссии по делам религий КР была организована прямая трансляция пасхальной службы через государственный телеканал “Пирамида”.

Кстати в Instagram у Бишкекской епархии почти 2 672 подписчиков, их количество за время пандемии увеличилось всего на 34 пользователя. Помимо Instagram Бишкекская епархия активна на YouTube и в Одноклассниках. Гораздо менее активна в Facebook и Вконтакте.

Почему не было Айт-намаза на YouTube

Как объяснил нам заведующий учебным отделом Духовного управления мусульман КР Акимжан ажы Эргешов из-за определенных правил и требований в исламе, не было онлайн трансляций намазов. “Мусульмане молятся рядом плечом к плечу и всегда с общиной, когда речь идет о праздничных намазах, а из-за карантинных ограничений не было возможности организовать айт-намаз, поэтому не было трансляции”, — пояснил Акимжан ажы.

Представители Духовного управления мусульман Кыргызстана максимально использовали возможности социальных медиа и YouTube, чтобы рассказать своей общине как в домашних условиях прочесть праздничные молитвы на два главных мусульманских праздников.

Из всех социальных медиа в муфтияте предпочитают Facebook, где у них 32 тысячи подписчиков. Хотя на Instagram еще больше, там 116 тысяч подписчиков, широкий охват имеет канал на YouTube. На Facebook помимо самой страницы муфтията есть персональные страницы заместителей муфтия и Совета улемов.

Католики “оживили” YouTube канал

На официальном сайте католической церкви в Кыргызстане нет ссылок на аккаунты в социальных медиа. Но зато много ссылок на сайты других приходов. На пасху католики организовали прямую трансляцию на YouTube канале пользователя Рината Осмоналиева. У которого всего 5 подписчиков и два видео. Первое загружено два года назад, а второе 19 апреля.

Религиозные организации все еще не в полной мере используют возможности социальных медиа для коммуникаций со своим прихожанами. Даже там, где есть аккаунты с солидным количеством пользователей отсутствует обратная связь.

Текст: PreventionMedia

В материале использованы фотографии Духовного управления мусульман Кыргызстана, Бишкекской и Кыргызстанской епархии РПЦ, Католической церкви Кыргызстана и Табылды Кадырбекова.

Данная публикация была подготовлена при финансовой поддержке Европейского Союза. Содержание данной публикации является предметом ответственности Prevention Media и не отражает точку зрения Европейского Союза.

Поделиться ссылкой: