Президент Франции Эммануэль Макрон 31 октября в интервью катарскому телеканалу Al Jazeera прокомментировал свои слова, сказанные им после убийства учителя Самюэля Пати в пригороде Парижа уроженцем Чечни Абдуллахом Анзоровым, который с 2008 года вместе с родителями проживал во Франции в статусе беженца. Его слова о принятии жестких законных мер для борьбы с сепаратизмом в мусульманском сообществе Франции и защиты принципов светского общества, а также другие высказывания об исламе вызвали волну негодования в мусульманском мире.
По мнению французского президента, его слова в мусульманском мире были неправильно интерпретированы. “Я думаю, что такая реакция возникла в результате лжи и искажения моих слов, потому что люди поняли, что я поддерживал эти карикатуры. Эти карикатуры — это не правительственный проект, они созданы свободными и независимыми газетами, не связанными с правительством”, — отметил в интервью глава французского государства.
Но, при этом добавил “Вы должны понять мою роль сейчас, она должна делать две вещи: способствовать спокойствию, а также защищать эти права. Я всегда буду защищать в своей стране свободу говорить, писать, думать, рисовать”.
В пятницу, 30 октября в городке Ле Мюро президент Франции Макрон представил «законопроект о борьбе с исламистским сепаратизмом», который 9 декабря будет рассмотрен правительством, а в начале 2021 года будет внесен на рассмотрение парламента.
«Речь идет о том, чтобы попытаться всем вместе создать такой порядок, который позволит — я на это искренне надеюсь – построить просвещенный ислам в нашей стране. Ислам, который бы жил в мире с республикой, уважал бы принцип отделения церкви от государства и успокоил бы разгорячённые умы. Естественно, в обязанности государства не входит придавать исламу определённую структуру, но мы должны предоставить для этого все возможности и, прежде всего, освободить ислам Франции от иностранного влияния!» – цитирует французского президента EuroNews.
По городам прокатились акции протеста
В Центральной Азии также как и в других регионах слова французского президента были восприняты неоднозначно, вызвав волну негодования. Пользователи социальных медиа запустили флэшмоб «Мы любим пророка», едко комментируя слова президента Франции. В некоторых городах прошли публичные акции протеста против публикаций карикатур.
В Намангане, 28 октября перед одним из самых дорогих отелей Grand Sherdor был сорван французский флаг с флагштока, сообщает радио “Озодлик” (СМИ на узбекском языке; входит в состав американской структуры RFE/RL). Сообщение об этом было опубликовано в FaceBook со словами “французскому флагу нет места в Намангане”. До этого инцидента среди пользователей социальных медиа было распространено видео с мужчиной, который наступает на портрет французского президента и его супруги.
Через два дня 30 октября МВД Узбекистана распространило заявление в котором предупредило пользователей социальных медиа, что подготовка, хранение и распространение экстремистских идей и призывов могут повлечь за собой уголовную ответственность по статьям 156 и 244 Уголовного кодекса Узбекистана. Правоохранительные органы просят пользователей социальных медиа, и в том числе блоггеров и журналистов проверять информацию на предмет достоверности и законности перед публикацией и распространением.
В Оше, 29 октября неизвестными лицами на пешеходных переходах на пересечении улиц Навои и Курманжан датки были наклеены фотографии французского президента, сообщает региональное издание Аймак АКИpress.
В Джалал-Абаде, 30 октября возле городского театра имени Барпы прошел митинг против президента Франции Макрона. Один из участников с государственным флагом Кыргызстана процитировал высказывание турецкого президента про главу французского государства. Его слова присутствовавшие на митинге встретили одобрительными криками “Аллах Акбар!”.
В Бишкеке, 1 ноября прошел митинг против французского президента и карикатур Charlie Hebdo. В митинге, как сообщает АКИpress, приняли участие около 250 человек. Один из организаторов акции Абдулхамит заявил, что французский президент должен извиниться перед мусульманами. «Наша власть, которую мы избирали, должна донести это требование», — подчеркнул Абдулхамит.
Реакция официального мусульманского духовенства
Среди Духовных управлений мусульман стран региона на эту ситуацию публично в формате специального заявления отреагировали только в Узбекистане и Кыргызстане. Духовное управление мусульман Кыргызстана еще 25 октября распространило заявление, в котором осудило преступление, совершенное в предместье Парижа и карикатуры на пророка Мухаммеда.
В Бишкеке, 31 октября в АКИpress прошла пресс-конференция с участием заместителей муфтия Кыргызстана Кадыра ажы Маликова, Жоробай ажы Шергазиева и протоиерея Бишкекской и Кыргызстанской епархии Русской православной церкви Алексея Сыромятникова. Кадыр ажы осудил жестокое насилие и терроризм в любой форме под прикрытием религии. “Мы осуждаем расизм, исламофобию, национализм и политику двойных стандартов. Оскорбления Ислама и пророка Мухаммеда не только носят провокационный характер, они не имеют ничего общего со свободой слова, правами человека, демократией, а наоборот близки к воинствующему атеизму и расизму”, — отметил Кадыр ажы.
Заместитель муфтия Жоробай ажы Шергазиев выразил опасения, что в результате таких провокаций “верующие разных конфессий могут стать жертвой манипуляций со стороны разных радикальных групп и сторонников воинствующей исламофобии”.
Протоиерей Русской православной церкви Алексей Сыромятников поддержал призыв мусульманских деятелей, подчеркнув, что “Русская православная церковь и христиане присоединяются ко всем заявлениям о недопустимости оскорбления чувств верующих людей, агрессии и ненависти в любой форме”.
С 30 октября во всех мечетях страны по поручению Духовного управления мусульман будут прочитаны проповеди о роли и месте пророка Мухаммеда в исламе.
Управление мусульман Узбекистана 28 октября распространило специальное заявление в котором «призвало мусульман действовать разумом, а не эмоциями, решительно осуждая, любую ситуацию, которая разжигает чувства мусульман, устраивает провокации и оскорбляет святых и религиозные ценности».
“Если мы ответим на оскорбление еще и оскорблением, очень вероятно, что это вызовет вторую волну такой отвратительной работы. Это приносит больше вреда, чем пользы. В Исламе человек воздержится от проклинания, к примеру, даже шайтана, и вместо проклятия он будет искать убежища у Аллаха от его зла. Ибо проклятие его от слабости, а поиск прибежища у Аллаха от силы веры. Есть такая поговорка: «А что, если зажечь свечу, не проклиная тьму…». В самом деле, сколько бы мы ни проклинали тьму, она не изменится, она не будет светить. Вместо того, чтобы ругаться, мы должны искать способ осветить это”, — подчеркивается в заявлении Управление мусульман Узбекистана.
Глава Исламского центра, муфтий Таджикистана Саидмукаррам Абдулкодирзода ограничился интервью журналистам, в котором прокомментировал свое отношение к этой истории. «Мы не приемлем действия молодого человека. Никто не может безнаказанно лишить жизни другого человека, какое бы деяние он не совершал. Но в то же время никто не имеет право назвать всех последователей ислама террористами и экстремистами из-за преступных действий одного мусульманина. Террористом можно назвать только человека, который совершил террористический акт», — цитирует Саидмукаррам Абдулкодирзода радио «Озоди» (СМИ на таджикском языке; входит в состав американской структуры RFE/RL).
Франция и Charlie Hebdo никак не упомянуты
В заявлениях официального духовенства не упоминаются конкретные имена или государства. Но можно с уверенностью сказать, что это реакция на события во Франции. Напомним, что 16 октября в предместье Парижа был обезглавлен школьный учитель Самюэль Пати, его убийца уроженец Чечни 18-летний Абдуллах Анзоров был застрелен полицейскими во время спецоперации. Французская полиция задержала 15 человек, из которых четверо школьники. Абдуллах перед смертью успел опубликовать фото головы убитого и обратиться к президенту Франции со словами, что он казнил учителя, “посмевшего унизить пророка Мухаммеда”.
Пати показывал карикатуры на уроках, предварительно советуя школьникам, исповедующим ислам, выйти из класса или не смотреть в его сторону. Родители некоторых учеников подавали жалобу на учителя. В аккаунте местной мечети в FaceBook были опубликованы видео, в которых критиковали Пати за такие действия.
Эти карикатуры впервые были опубликованы в 2005 году в Дании, затем в 2006 году их перепечатал Charlie Hebdo, в 2012 году была опубликована новая карикатура, оскорбившая мусульман. Все эти публикации спровоцировали нападение членов экстремистских организаций на художников в 2015 году. Они убили 12 человек, которые находились в этот момент в редакции. Нападение шокировало всю Францию, и остальные европейские страны. Мусульманская община Франции резко осудила это преступление.
В сентябре 2020 года журнал решил перепечатать карикатуры, оскорбившие мусульман по всему миру в связи с началом суда над подозреваемыми в теракте пятилетней давности. Повторная публикация спровоцировала новую волну протестов, насилия, исламофобии и дипломатических демаршей.
Скандальный Charlie Hebdo
Charlie Hebdo известен исключительно, благодаря своим оскорбительным и провокационным карикатурам, которые почти всегда вызывает резкую негативную реакцию. В истории с публикацией провокационных карикатур на пророка Мухаммеда и французские власти, и редакция журнала главный акцент делают на защите свободы слова и выражений.
Но не всегда в истории журнала Charlie Hebdо было так. В 2008 году 2 июля в журнале была опубликована карикатура художника Мориса Сине на сына тогдашнего президента Франции Николя Саркози. “Жан Саркози – достойный сын своего отца, он делает блестящую карьеру, а суд едва не наградил его аплодисментами после несчастного случая на дороге, когда он стал причиной ДТП и скрылся с места преступления”, — утверждалось в надписи к карикатуре, намекая на дорожно-транспортное происшествие с участием сына французского президента.
Морис Сине также упомянул слухи, циркулировавшие во французских газетах, что якобы сын Саркози намерен перейти из католицизма в иудаизм. Его невеста была еврейкой по национальности. Публикация вызвала скандал. Главный редактор Charlie Hebdо Филипп Валь назвал ее “мелочной и лживой”, потребовав от художника, чтобы он отказался от карикатуры. Но что Сине ответил, что “Скорее я отрежу себе яйца!” и был уволен по обвинению в антисемитизме. Карикатуру подвергла резкой критике министр культуры Франции Кристин Альбанель, которая назвала ее “отражением древних предрассудков, которые должны исчезнуть раз и навсегда”. В декабре 2010 года художник Сине выиграл дело по своему незаконному увольнению, получив компенсацию в 40 тысяч евро.
В 2005 году Филипп Валь стал директором журнала, оставаясь редактором издания. В том же годы в знак протеста против редакционной политики Филиппа Валя из журнала ушли три автора Оливье Сиран, Мона Шоле, Филипп Коркафф, обвинив своего шефа в исламофобии и антиарабских взглядах. В том же году ближе к новогодним праздникам Филипп Валь принял решение перепечатать скандальные карикатуры на пророка Мухаммеда, опубликованные в датской газете Jyllands-Posten в сентябре 2005 года. Редакцию обвинили в разжигании ненависти на межрелигиозной основе, но в феврале 2007 года все обвинения с них были сняты.
Charlie Hebdо также известен провокационными карикатурами про жертв теракта российского самолета в Египте, пострадавших от землетрясения в Италии, маленького сирийского мальчика, утонувшего у берегов Турции.
Текст: PreventionMedia