В каком направлении развивается этот процесс в КР. Об этом и других явлениях в мусульманской среде мы говорим с одним из ведущих экспертов по вопросам безопасности и религии, кандидатом политических наук Нургуль Эсенамановой.
— Политика открытости в религиозной сфере создала определенные условия для включения Кыргызстана во всемирное религиозное пространство, в особенности способствовала установлению утерянных связей с мусульманским миром. Одним из последствий такой открытости стало образование у нас различных мусульманских джамаатов, которые возникли и сформировались в различных мусульманских странах под влиянием их исторических событий и социально-политических процессов. Джамаатизация мусульманской уммы постепенно превращается в проблемную ситуацию. Это новое для нас явление, мы еще не знаем, как его воспринимать и каковы его последствия. Но одно ясно: мы прекрасно понимаем, что джамаатизация идет и под влиянием кыргызстанцев, которые получили религиозное образование за границей. Джамаатизация обосновывается ссылкой на существование хадиса Ат-Тирмизи в его сборнике «Ал-Кабир», где повествуется о том, что сам пророк говорил, что после его смерти «умма разделится на 73 общины, все они попадут в огонь, кроме одной общины, и это та, которая состоит на том, на чем я и мои сподвижники». Необходимо понимать, что джамаатизация является естественным для мусульманского мира, уммы и мы включились в этот процесс после получения независимости.
К сожалению, помимо джамаатизации, кыргызстанцев активно вовлекают в вечную дискуссию между суннитами и шиитами. В итоге у кыргызстанских джамаатов по отношению к шиитам возникает подозрительность. Много вопросов в свое время вызвало строительство университета Центральной Азии в Нарыне, финансируемое Фондом Ага-хана. Что говорить, если некоторые религиозные деятели открыто заявляют, что шииты якобы не мусульмане.
— А какова их главная цель?
— Прежде всего на передний план выдвигается борьба за власть в муфтияте, которая дает контроль над солидными денежными потоками, в том числе в организации хаджа. Другая борьба между джамаатами разворачивается за влияние в мечетях и медресе. Со слов некоторых имамов, уже есть случаи рейдерского захвата со стороны некоторых джамаатов мечетей и медресе.
— Есть ли джамааты, которые главенствуют в этом неформальном противостоянии?
-Да, это представители двух самых активных джамаатов, представленных «Хизмет» и «Таблиги Джамаат». В эту борьбу вовлечены и политики, и чиновники.
— А еще какие активны?
— На сегодняшний день в Кыргызстане действуют следующие активные джамааты: «Нуржулар, Адеп Башаты» («Хизмет»), «Таблиги Джамаат», «Салафиты», «Хизб ут-Тахрир». В ходе нашего опроса, который мы проводили в рамках одного из своих проектов, на вопрос «с представителями каких религиозных джамаатов вы встречались» 65 процентов опрошенных ответили «Таблиги Джамаат». Еще 22 процента встречались с баптистами, 20 процентов — с представителями «Адеп Башаты», 17 процентов имели опыт общения с представителями православной церкви, 12 процентов встречались с представителями общины Свидетелей Иеговы, семь процентов опрошенных отметили, что встречались с членами католической общины, 6 процентов встречались с салафитами, и около трех процентов — с «Нуржулар».
— Какой джамаат самый активный?
— Безусловно, это «Таблиги Джамаат». Высокий уровень популярности «Таблиги Джамаат» объясняется прежде всего нерегламентированным членством в этой общине, где любой желающий может при соблюдении некоторых несложных правил присоединиться к даваату – проповеди ислама среди населения, которое постоянно расширяет количество последователей. Кроме этого, даваат является первым этапом религиозности, после прохождения которого верующие выходят на даваат на постоянной основе или же переходят в другие джамааты. «Таблиги Джамаат» пользуется довольно высокой популярностью среди молодежи, которая имеет среднее образование, занята в фермерском хозяйстве или безработная, то есть среди имеющих больше свободного времени и свободный график работы жителей сельской местности, у которых есть возможность свободно распоряжаться своим временем и выходить на даваат.
— Почему для верующего так важно быть частью определенного джамаата?
— Джамааты стали социальным лифтом, когда люди через определенные джамааты продвигаются в общественных отношениях, по работе, бизнесу, даже государственной службе. У каждого своя ниша в обществе, и некоторые джамааты стремятся занимать политическую нишу, их сторонники есть и среди политиков, на государственной службе, другие занимают духовную сферу.
Практически все джамааты, кроме запрещенных законом, заняли как религиозную, так и светскую образовательные сферы, открываются детсады, спортивные клубы, есть свои врачи. Можно сказать, создаются дополнительные социально-культурные и экономические механизмы и рычаги.
— Получается такое параллельное общество со своими нормами и правилами, а в чем причина такого явления?
— Их много, в первую очередь нереализованность людей, безработица, отсутствие социальных лифтов, проблемы трайбализма, регионализма, коррупции и «паразитизма», которые приобрели массовые масштабы за период независимости Кыргызстана.
— А эти джамааты не делятся по национальному признаку?
— Хороший вопрос. Но, несмотря на отсутствие в исламе деления на национальности, мусульманская умма, некоторые мечети в Кыргызстане все же поделены по этническому признаку. Это факт, и мы должны признать и как-то работать с этим явлением.
— Почему так популярны религиозные джамааты среди населения?
— Население воспринимает религиозную общину как некий универсальный институт, который помогает решить проблемы, начиная от семейных и заканчивая помощью в ведении бизнеса. В большей степени религиозные общины имеют положительную оценку, потому что поддерживают своих членов во всех сферах жизни. Однако в то же время их благотворительная деятельность воспринималась негативно как один из способов привлечения своих адептов.
Текст: Prevention Media
На фото: мечеть рабат Абдулла-хана II в Оше. Фото Эрниста Нурматова