На фоне пандемии и предвыборной гонки почти незамеченной прошла скорбная дата. Девятнадцать лет назад 11 сентября в Нью-Йорке в результате скоординированных террористических атак были убиты 2 977 человек, в том числе 19 членов террористических организаций. Судьба 24 человек до сих пор неизвестна. Ответственность за этот теракт взяла на себя “Аль-Каида” (ее деятельность запрещена на территории Кыргызской Республики решением Первомайского суда Бишкека 15 сентября 2006 года).
С этого дня начался отсчет новой истории глобальной борьбы с терроризмом, в том числе и в Кыргызстане. Нам повезло, что у нас не было таких крупных терактов, но даже те незамеченные мировыми медиа были крайне ощутимыми и болезненными для нас.
Самым резонансным терактом в современной истории Кыргызстана был взрыв 27 декабря 2002 года на рынке “Оберон” на территории рыночного комплекса “Дордой”, унесший жизнь 7 человек, около тридцати человек получили различные ранения.
Тогдашний заместитель министра МВД КР Кенешбек Дуйшебаев заявлял, что взрыв произошел из-за взрывчатого вещества, оставленного в камере хранения на рынке “Оберон”, ссылаясь на заключение силовых структур КР и независимой группы расследований Антитеррористической коалиции с американской базы Ганси. Власти официально признали взрыв терактом и разослали две ориентировки молодых людей азиатской внешности 20-30 лет.
Почти через полгода в июле было предъявлено обвинения нескольким лицам. По данным Государственного комитета национальной безопасности КР, трое из пяти обвиняемых являются узбекистанцами, один китайский гражданин и кыргызстанец. Как писал тогда “Акипресс” со ссылкой на ГКНБ КР, взрыв был устроен “ИДУ”, при этом силовики смогли задержать двоих, а остальные трое в розыске.
Этот документ стал итогом усилий Генеральной Ассамблеи, Комитета по правам человека и Совета по правам человека в области защиты и осуществления прав жертв терроризма. Сегодня терроризм – мировая проблема, от которой страдают разные страны. Однако, о жертвах часто забывают, и игнорирование их прав может иметь для них серьезные последствия. Немногие государства располагают ресурсами или могут удовлетворить среднесрочные и долгосрочные нужды жертв, что необходимо для реабилитации и интеграции в общество.
Текст: PreventionMedia