В Кыргызстане закон о выборах запрещает участие религиозных деятелей в предвыборной кампании, впрочем аналогичная ситуация и в соседних странах. Но могут ли религиозные деятели, как граждане, используя свое конституционное право участвовать в выборах? Вероятней всего ответ будет положительный. Ведь никто не отнимал у них конституционного права быть избранным в парламент. Тем более религиозность присуща не только религиозным деятелем, извините за тавтологию. На фоне недоверия граждан к действующим институтам власти религиозные институты занимают ту самую нишу, которая сегодня пустует. Пятничные намазы в мечетях это самые крупные добровольные (!) собрания граждан, других прецедентов у нас просто нет.
Открыто о своих политических притязаниях рискнул сказать только покойный экс-муфтий Кыргызстана, известный далеко за пределами своей страны исламский богослов Чубак ажы Жалилов. В феврале 2020 года в интервью журналистке Майраш Базлакуновой на ее YouTube канале Чубак ажы не исключил своей возможности баллотироваться в Жогорку Кенеш. Позже в интервью радио “Марал” он подтвердил свои намерения, многозначительно, добавив, что время покажет. “Мулла необязательно должен сидеть в мечети. А политика не принадлежит тем, кто не является муллой или не совершает намаз. У всех граждан Кыргызстана есть право. Возможно придет время, и я буду к месту. Политика не должна быть чьей-то вотчиной. Простой человек может оставаться простым”, — отметил тогда Чубак ажы.
На предыдущих парламентских и президентских выборах Чубак ажы открыто поддерживал некоторых кандидатов и политические партии, чьи взгляды он поддерживал. Формально на тот момент он не являлся муфтием Кыргызстана и не занимал никаких должностей в руководящих органах Духовного управления мусульман Кыргызстана. Но в отличие от всех бывших муфтиев он после отставки не исчез из публичного пространства, а стал наоборот еще активней заниматься проповедничеством, консультированием, открыто выступая в медиа, открыл свой канал на YouTube, который быстро завоевал доверие пользователей всемирной паутины, запустил в Play Market приложение, которое очень популярно среди верующих. Его известность быстро росла не только среди религиозной части граждан, но и в других общественных группах, потому что Чубак ажы не боялся комментировать разные проявления активности граждан, к примеру достаточно вспомнить пример с певицей Зере, которую общественное мнение осуждало.
В июне этого года неожиданно для всех Чубак ажы Жалилов по собственному желанию покинул Совет улемов Духовного управления мусульман Кыргызстана, при чем о своем решении он решил уведомить всех, опубликовав в социальных медиа скриншот своего заявления. Если бы не его преждевременная кончина, возможно Чубак ажы был бы активным игроком сегодняшней парламентской кампании, потому что по закону формально не подходил под ограничения,которые накладываются в таких случаях.
Чубак ажы был харизматичным общественным деятелем, потому что сфера его интересов в отличие от других религиозных деятелей не ограничивалась только религией. Он мог бы создать прецедент участия религиозных авторитетов (!) в политических процессах в Кыргызстане.
Есть еще один представитель мусульманской общины, которая также проявляет общественную активность это недавно назначенный заместитель муфтия Кыргызстана Кадыр Маликов. Он также активен в социальных медиа, имеет собственные авторские телевизионные программы и охотно раздает комментарии журналистам. Но есть одно “но” Маликов чаще говорит на русском, не на кыргызском. Соответственно большая часть верующих, сосредоточенная в регионах, не вовлечена в его дискуссии. Кадыр Маликов позиницирует себя как мусульманский интеллектуал, а у покойного Чубак ажы была репутация всенародного имама. При этом оба очень начитанные и образованные религиозные авторитеты.
Кадыр Маликов открыто не демонстрирует свои политические взгляды, но его общественная активность яркое свидетельство его амбиций. По своим взглядам он реформатор, хочет перемен в религиозной сфере, поэтому его недавнее назначение в руководстве муфтията можно расценивать как некий старт и возможные перемены в Духовном управлении мусульман Кыргызстан. Но сможет ли Кадыр Маликов преодолеть тихое сопротивление консервативной части имамов покажет время. Пока же вакантное место политически активного религиозного деятеля свободно, поэтому политики разных мастей используют религиозный фактор на свое усмотрение, получая формально благословление от своих имамов.
Текст: PreventionMedia