В Бишкекской и Кыргызстанской епархии Русской православной церкви разработали новые правила отпевания умерших из-за коронавируса. В распоряжении требуется, чтобы отпевание усопшего было заочным в храме, не выезжая домой к умершему или в ритуальные залы, морги и кладбище.
«В связи с ухудшением ситуации с пандемией, в Бишкекской и Кыргызстанской епархии принято решение проводить отпевания только заочно. Эта мера – временная и она направлена на обеспечение безопасности, как духовенства, так и верующих, в связи с явной угрозой крайне опасной и тяжелой болезни, в ряде случаев приводящей к летальному исходу. Это решение было принято после того, как заболело семь священников нашей епархии. Некоторые в очень тяжёлом состоянии», — говорится к обращении к пастве епископа Бишкекского и Кыргызстанского Даниила.
Протоиерей Бишкекской и Кыргызстанской епархии Алексей Сыромятников в интервью Kaktus Media разъяснил, что «Отпевание заочное абсолютно равносильно очному. У людей, которые ходят в церковь, такого вопроса не возникает, они это знают. Отпевание должно происходить именно в храме Божьем. То, что стали отпевать на дому или на кладбище, это все советское наследие».
Более подробное разъяснение новых правил сделал епископ Даниил в своем обращении к пастве: «В христианском погребении есть очень древняя каноническая мера заочного отпевания. Это точно такой же чин заупокойных погребальных молитв, лишь с той разницей, что он совершается уже после погребения тела. Эта мера издревле использовалась при отпеваниях большого количества людей, массово погибших во время войн, стихийных бедствий, и эпидемий. В настоящее время, эта мера необходима, чтобы уберечь и священнослужителей, и верующих. Ведь мы все видим из статистических исследований и сообщений Оперативного штаба по борьбе с пандемией, что скопление людей всегда приводит к очередной вспышке заболевания и числу заболевших. До сих пор самым сильным и действенным средством в борьбе с распространением этого опасного заболевания, была и остается, насколько это возможно, удаленность и социальное дистанцирование».
В Бишкекской епархии признались, что были вынуждены пойти на такой шаг, после того как несколько священников заразились коронавирусной инфекцией во время отпевания усопших. По словам протоиерея Алексея Сыромятникова, заочное отпевание давно практикуется в православной церкви и не является чем-то экстраординарным.
Муфтият призывает придерживаться строгих правил при погребениях
Согласно нормам шариата в Духовном управлении мусульман Кыргызстана разработали следующие правила погребения усопших в результате последствий коронавирусной инфекции.
- При омовении усопшего необходимо придерживаться строгих правил. В частности лицо, проводящее омовение должен быть в специальном костюме, маске и защитных перчатках;
- Из-за ограничений в связи с пандемией в поминальной молитве могут участвовать только самые близкие усопшего;
- Как только усопший будет готов, не откладывая необходимо прочитать поминальную молитву и похоронить его;
- В случае опасности заражения для участвующих в поминальной молитве можно на определенной отдаленности омыть тело усопшего или же побрызгать водой тело усопшего для омовения;
- Если же тело усопшего его родственники получили после специальной обработки врачами и омовения, то дополнительные процедуры не нужны;
- Следует прекратить практику чтения молитв на третьи и сороковые дни, а также на годовщину;
- Запрещается сжигать тело усопшего или использовать кислоту и другие химические вещества при захоронениях. Разумеется при захоронении необходимо соблюдать другие правила для безопасности процедуры;
- Если в случае захоронения усопшего традиционным способом возникает проблема с безопасностью процедуры, можно похоронить умершего в специальном костюме.
Соблюдение всех этих правил даст возможность верующим достойно проводить в последний путь своих близких и родных, отметили в Духовном управлении мусульман Кыргызстана. Кстати говоря, за время пандемии из-за коронавируса умерли трое видных имамов. Это экс-муфтий Чубак ажы Жалилов, ректор Исламского университета в Токмаке Лугмар ажы Гуахунов и имам-хатиб Бакай-Атинского района Майрамбек ажы Казакбаев, сообщает «24» со ссылкой на муфтият.
В Казахстане не рекомендуют собираться больше 10 человек
Духовное управление мусульман Казахстана призывает граждан соблюдать следующие требования к джаназа намазам и похоронам:
- Омывать тело, обертывать в саван, проводить джаназа намаз и погребение в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями;
- Посещающим джаназа намаз и похороны носить маски и не обмениваться рукопожатием;
- Проводить джаназа намаз в течение 5 минут, и сразу после погребения все должны немедленно покинуть кладбище;
- Не участвовать на джаназа намазе людям преклонного возраста, людям со слабым здоровьем или больным, а также детям школьного возраста;
- Не собираться на джаназа намазе больше 10 человек, включая всех участников;
Согласно канонам шариата, не обязательно совершать джаназа намаз джамаатом. Совершать джаназа намаз в три ряда является мустахабом, которые состоят из семи человек, то есть имам находится впереди, в первом ряду — три человека, во втором — двое, и один сзади. Не рекомендуется проводить джаназа намаз в общественных местах. Также муфтият призывает приостановить возведение могил и их ограждение, а пока ограничиться лишь установлением знака над могилой и отказаться от проведения поминальных обедов после похорон, а также конак аш, семь дней, сорок дней, годовщины.
В России немного другие правила
Совет улемов России выпустил специальную фетву на этот случай, полностью описав все процедуры. Одним из спорных моментов было захоронение усопших в закрытом гробу или же посл кремации. По ханафитскому мазхабу, которого придерживаются и в Кыргызстане, нельзя совершать погребальную молитву над усопшим, если не было проведено омовение. “По фетве это рекомендуется сделать перед погребением, а мы считаем, что последнюю молитву надо совершить над могилой”, — заявил в интервью “Коммерсанту” заместитель муфтия Татарстана Рустам Батров.
Текст: PreventionMedia
Фото: Кирилл Зыков/Агентство «Москва»