В статье проанализированы нормы действующего Закона Кыргызской Республики “О свободе вероисповедания и религиозных организациях” спорного характера и другие нормативно – правовые акты регулирующие деятельность Государственной комиссии по делам религии. Выделены ряд этапов в реализации государственной политики в сфере государственно – конфессионального взаимодействия начиная с 1996 по 2019 годы. В заключительной части автором даны рекомендации по улучшению и оптимизации деятельности уполномоченного органа по делам религии.
Став независимым государством, субъектом международного права, Кыргызская Республика начала проводить самостоятельную религиозную политику, и реформировала конституционно–правовые основы своих отношений с религиозными объединениями. Практически сразу с момента обретения независимости Кыргызской Республикой 16 декабря 1991 года был принят первый закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях». В начале 1992 года был ликвидирован Совет по делам религий при Совете министров Кыргызской Республики.
Закон о религии впервые в истории республики предусматривал независимость религиозных организаций от государства, использование и создание своих СМИ наравне с другими субектами государственными, общественными объединениями, получение религиозного образования, предоставление им статуса юридического лица [Ботоев Ж. и др., с. 146]. Закон, по сути, отражал положения Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях» от 1 октября 1990 года. Несмотря на многие недостатки, он расценивался экспертным сообществом как наиболее демократичным среди постсоветских стран.
В 1994 году руководство Духовного управления мусульман Кыргызстана (ДУМК) и Русской Православной Церкви, озабоченные усилением прозелитизма в стране, обратились к Правительству Кыргызской Республики с предложением внести дополнения в существующий закон, ограничивающий деятельность нетрадиционных религий.
Уже к 1995 году в республике складывалась неоднозначная религиозная ситуация. Тем более, государство в этот период занимало позицию постороннего наблюдателя, особо не выстраивая внятной политики в сфере государственно – конфессиональных взаимоотношений.
В августе 1995 года на заседании Правительства Кыргызской Республики был рассмотрен вопрос «О религиозной обстановке в Кыргызской Республике и задачах органов власти по формированию государственной политики в религиозной сфере» и принято соответствующее постановление. Власти признались, что религиозная обстановка выпала из поля зрения государственных органов. В документе проанализированы факты, вызывающие беспокойство государства: активизация миссионеров и нетрадиционных религиозных организаций; неконтролируемое расширение исламского фундаментализма; бессистемное строительство мечетей; проблемы в организации хаджа; неготовность традиционных религий к выполнению своих уставных функций; проведение линии сепаратизма мусульманских общин юга; крупные пожертвования богатых людей из Саудовской Аравии мечетям Оша под предлогом создания совместных предприятий; насаждение антирусских настроений миссионерами из Пакистана и Иордании; сбор разведданных; использование телеканала «Пирамида» в пропаганде нетрадиционных учений (общества Кришны, Далай Ламы, Бахаи, церкви единения Муна, детей Христовых); проблемы прозелитизма в Нарынской, Ошской, Таласской областях и в г. Бишкеке [Постановление Правительства Кыргызской Республики от 10 августа 1995 г. № 345 «О религиозной обстановке в Кыргызской Республике и задачах органов власти по формированию государственной политики в религиозной сфере».
Постановление запретило в частности, безвозмездную передачу государственной собственности религиозным организациям и культам. Для выработки практических советов по урегулированию взаимоотношений государственных органов и религиозных объединений предлагалось создать при Правительстве на общественных началах Консультативный совет по делам религий с привлечением компетентных специалистов. Оно также наложило запрет на преподавание любых религий в государственных школах [Зульфия М., с. 114].
Ситуация, складывающаяся к началу 1996 г., показывала, что необходимо искоренить иллюзии относительно безразличия государства к проблемам, возникающим в религиозной сфере. В соответствии с Указом Президента Кыргызской Республики 4 марта 1996 года создана Государственная комиссия при Правительстве Кыргызской Республики по делам религий (далее Госкомиссия), как центральный орган исполнительной власти, призванный разрабатывать и осуществлять государственную политику по отношению к религиям и религиозным организациям.13 мая 1996 года постановлением Правительства утверждено Положение о Госкомиссии и определены основные ее задачи. Как показывает практика, создание государственного органа по делам религии позволило скоординировать работу государственных органов и религиозных структур, выработать необходимую нормативно — правовую базу.
Следующим шагом правового регулирования государственной политики в отношении религий стал Указ Президента Кыргызской Республики от 14 ноября 1996 г. «О мерах по реализации прав граждан Кыргызской Республики на свободу совести и вероисповедания». Указом утверждены три Временных положения. В соответствии с ними государство гарантировало широкие возможности для деятельности религиозных организаций.
Однако не все было так гладко. Зачастую дело доходило до конфликта с религиозными организациями, не желавшими пройти учетную регистрацию, вмешивались международные организации и вопрос получал большой общественный резонанс [Лымарь А., с. 2].
Следует отметить, что регистрация религиозных организаций в республике разделилась на два этапа: обязательная учетная регистрация в Госкомиссии и регистрации в органах юстиции для получения статуса юридического лица, когда она имеет право на приобретение имущества, открытие банковского счета и ведение любой другой договорной деятельности. Если религиозная организация занимается коммерческой деятельностью, то она должна платить налоги.
В целях реализации верующими республики религиозных убеждений, постановлением Правительства Кыргызской Республики от 19 февраля 1998 года утверждено «Положение об организации и осуществлении паломничества в Мекку (Хадж, Умра) из Кыргызской Республики». Данное решение было направленно на оказание содействия в организации хаджа, мобилизации государственных органов для проведения важного для мусульман обрядового мероприятия. Эти вопросы призван был решать созданный республиканский штаб, в состав которого входили представители ДУМК, Госкомиссии, соответствующих министерств и ведомств.
Вопросы совершенствования разработки и осуществления государственной политики в сфере религий отражено в постановлении Правительства от 7 июля 1998 года
«О Концепции деятельности Государственной комиссии при Правительстве Кыргызской Республики по делам религий по разработке и осуществлению государственной политики в сфере религий».
Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 31 июля 2001 года был утвержден состав Межведомственного совета по делам религий8. Деятельность Межведомственного совета, оказывал существенное влияние в решение вопросов и проблем, стоящих в религиозной сфере. Например, за период с 1997 по 2008 годы проведены 52 заседаний данного совета, где рассмотрены вопросы религиозной ситуации в республике, религиозного экстремизма, организации и итоги паломничества, деятельность местных органов власти по вопросам религии и другие актуальные вопросы касающихся религиозной ситуации…
Канатбек Мурзахалилов, экс-заместитель директора Государственной комиссии по делам религии КР.
P.S. Доклад был озвучен на международной научно-практической конференции «Светскость, секуляризм, религиозность в постсоветском пространстве: исторические, юридические и философско-мировоззренческие аспекты», прошедшей 23-25 октября 2019 года в Бишкеке. Организатором форума выступил Центр религиоведческих исследований в Кыргызстане. Целиком с текстом доклада можно ознакомиться скачав здесь сборник статей конференции.