Вернутся ли домой в этом году «возвращенцы». Вероятность новой войны на Ближнем Востоке, спровоцированная смертью высокопоставленного иранского генерала Касеми Сулеймани в международном аэропорту Багдада, может отодвинуть еще на неопределенный период возвращение кыргызстанцев из Сирии и Ирака. Эта деликатная гуманитарная спецоперация планировалась с прошлого года, и в сентябре в Бишкек должны были привезти первую группу «возвращенцев». Но каждый раз ситуация в этом регионе менялась кардинальным образом, приходилось учитывать новые обстоятельства. Сначала это был ввод турецких войск в Сирию, потом мощные антиправительственные выступления в Багдаде, а теперь замаячила перспектива войны между Соединенными Штатами и Ираном. Кыргызстан, за исключением Туркменистана, единственная страна в Центральной Азии, которая так и не вывезла своих граждан из Ирака и Сирии. В основном речь идет о женщинах и детях, находящихся в тюрьмах и лагерях.
Родственники кыргызстанцев, находящихся в лагерях и тюрьмах на территории Ирака и Сирии, 8 января вновь обратились к властям с просьбой посодействовать возвращению их родных и близких. Они пришли в офис омбудсмена КР, чтобы узнать, каких результатов добилась специальная рабочая группа правительства КР, которая была создана прошлым летом, чтобы координировать работу по возвращению кыргызстанцев из Сирии и Ирака. Женщины хотят встретиться с главой правительства и президентом, чтобы знать, когда им ждать возвращения их родственников. Одна из матерей заявила, что готова выйти на бессрочную акцию перед Домом правительства, пока ее дочь и внуки не вернутся в Кыргызстан.
С самого начала речь шла о возвращении детей из Ирака. Еще 31 января 2019 года сотрудники Министерства иностранных дел КР вылетали в Багдад, чтобы встретиться с кыргызскими гражданами, отбывающими наказание в иракских тюрьмах. Тогда же был запущен процесс идентификации и установлении личностей всех, кто называл себя гражданином Кыргызстана.
Для координации действий в этой беспрецедентной гуманитарной операции была сформирована межведомственная рабочая группа из числа представителей МИД, МВД, ГРС, Минздрава, Минсоцтруда и ГКНБ, возглавляемая вице-премьером Женишом Разаковым. 3 июня прошлого года на очередном заседании этой межведомственной группы было заявлено, что «компетентные органы Кыргызской Республики совместно с властями Республики Ирак завершили мероприятия по идентификации личностей граждан, прорабатывается вопрос их возвращения в Кыргызстан». А 5 августа было другое сообщение, где уже говорилось об открытии каждому члену рабочей группы иракской визы, об организации в сентябре чартерного рейса по маршруту Бишкек – Багдад — Бишкек и изыскании денег для выплаты штрафов за нарушение визового законодательства, как того требовала иракская сторона.
Глава внешнеполитического ведомства КР Чингиз Айдарбеков на встрече с журналистами в сентябре прошлого года говорил, что речь идет о возвращении около 70 детей. Точное количество никто не может назвать, потому что все будет зависеть от согласия родителей, в особенности матерей. Дело в том, что иракские власти готовы отпустить только детей. Это жесткое условие новых иракских властей приняли и другие страны региона. Матерям сложно было расставаться со своими детьми, осознавая, что, возможно, больше они никогда не встретятся. Так было с детьми, которых вывозили в Душанбе. Об этом на одном из форумов в Бишкеке рассказывали представители таджикской делегации, делясь своим опытом по возвращению таджикистанцев домой. Напомним, что речь идет о возвращении детей кыргызстанцев, которые находятся в иракских тюрьмах.
По данным международной правозащитной организации Humans Rights Watch, за последние годы свыше 1200 лиц были возвращены домой. В подавляющем большинстве речь идет о несовершеннолетних, потому что в отношении взрослых общественное мнение во многих странах предсказуемо настроено негативно. Среди стран, решившихся вернуть детей, чьи родители в свое время примкнули к ИГИЛ, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Россия, Турция, Франция, Германия, Австралия, Швеция, Норвегия, Великобритания и США. Чаще всего вывозят детей-сирот. Министр иностранных дел КР Айдарбеков неоднократно подчеркивал, что «дети не должны страдать», призывая международные организации, в их числе Детский фонд ООН, оказать помощь Кыргызстану в возвращении детей.
Что касается сирийского направления, то там все гораздо сложнее и труднее. Лагеря для беженцев из зон, ранее контролируемых ИГИЛ, в основном расположены на севере Сирии, где сейчас идут активные действия и куда ввела войска Турция. По самым разным подсчетам в Сирии и Ираке могли находиться до 800 кыргызстанцев, примкнувших к террористическим организациям, из которых около 140 — женщины. Принято считать, что свыше 150 кыргызстанцев погибли.
Сколько детей могли находиться в зоне боевых действий, никто не знает, потому что многие из них родились уже там. Основная масса выходцев из стран Центральной Азии, включая Кыргызстан, находится в так называемых лагерях для беженцев на севере Сирии, которая ранее была под полным контролем курдских военных формирований. Курды особо не церемонились с ними, потому что они больше всех пострадали во время ИГИЛ. В городах в зоне ИГИЛ были открыты невольничьи рынки, устраивались массовые казни без суда и следствия, сотни женщин и девочек стали жертвами насилия.
По данным Международного Красного креста за девять месяцев прошлого года в лагере «Аль-Холь» (его еще называют «Аль-Хауль») на северо-востоке Сирии умерли от различных болезней 106 детей, по другим данным 235. Чаще всего дети умирают от переохлаждения, обезвоживания, пневмонии и недоедания. Зима в этом регионе такая же холодная, как в Кыргызстане. Только снега нет. Но часто идут пронизывающие до костей дожди.
На фото: Лагерь «Аль-Холь». Фото ЮНИСЕФ
«Аль-Холь» — самый известный из всех лагерей для беженцев из бывших зон, ранее контролируемых ИГИЛ, он расположен в сирийской провинции Эль-Хасака. В октябре 2019 года Управление ООН по координации гуманитарных вопросов подсчитало число беженцев «Аль-Холя», на тот момент в лагере находилось 68 тысяч 744 человека. Из них более 11 тысяч иностранных граждан из 50 стран мира. По разным данным, которые фигурируют в открытых источниках, в «Аль-Холе» могут быть до 150 кыргызстанцев. После ввода турецких войск на севере Сирии, по данным ООН, число беженцев увеличилось до 235 тысяч человек, в зоне активных военных действий проживают до трех миллионов человек, и более половины из них являются внутренними перемещенными лицами. На этот раз свои дома были вынуждены покинуть люди, которые оказались в зоне боевых действий военных Турции, Сирии и России.
Все это не могло не повлиять на ситуацию вокруг лагерей, контролируемых курдами на севере Сирии. В результате ослабления охраны со стороны курдских военных формирований из лагеря «Айн-Исса» бежали сотни лиц, имеющих отношение к ИГИЛ, среди них были и 50 россиянок. Курды тогда заявили, что сбежали около 800 человек. Турецкие власти опровергли эти сообщения, назвав их дезинформацией. Сегодня лагерь «Айн-Исса», где содержались почти 13 тысяч человек, из которых женщины с детьми составляли малую часть, опустел. Курдские военные формирования перестали его охранять после начала военной кампании турецкой армии.
В так называемой курдской зоне на севере Сирии есть также семь тюрем, в которых содержатся более 12 тысяч лиц, подозреваемых в связях с ИГИЛ, из которых 4 000 — иностранные граждане. Согласно данным американских военных, иностранных подданных в этих тюрьмах в два раза меньше, из них 800 — граждане европейских стран и 1 200 из стран Ближнего Востока, Северной Африки и Азии, включая Центральную Азию.
Ситуация в этих лагерях после активизации военных действий на севере Сирии сложилась непредсказуемая. В лагере «Аль-Холь» несколько охранников были зарезаны беженцами. По рассказам иностранных журналистов, которым удалось попасть в этот лагерь вместе с волонтерами гуманитарных организаций, этот лагерь разделен на две зоны, и самый сложный участок там, где живут родственники боевиков ИГИЛ. В этом же лагере находилась бывшая британская подданная Шамима Бегум, которая в 15-летнем возрасте вместе с подругами примкнула к ИГИЛ, тайно сбежав из Британии в Сирию. Ее лишили британского гражданства после интервью Times в лагере для беженцев, в котором, по мнению британских властей, она не высказала ни тени раскаяния. Ее судьба расколола британское общество. Не все британцы были готовы ее принять, несмотря на ее желание вернуться домой. Такие же настроения распространены среди кыргызстанцев, если в отношении возвращения детей у многих положительное мнение, то в отношении взрослых не все так просто…
Алмаз Исманов