Безопасность — дело общее

Эксперты Ирана и Кыргызстана обменялись опытом работы по противодействию насильственному экстремизму на встрече, организованной Государственным университетом имени Арабаева и культурным представительством при посольстве Исламской Республики Иран в Бишкеке. Многие данные, прозвучавшие там, стали откровением. 

Ректор КГУ Толобек Абдырахманов не только официально открыл мероприятие, но и выступил как эксперт, сопоставив статистику по количеству мечетей, школ, медресе в Центральной Азии и численности уехавших из наших стран воевать за “Исламское государство”(деятельность ИГИЛ в судебном порядке запрещена на территории КР с 2015 года). Чем вызвал настоящий шок: по сравнению с другими странами ситуация у нас очень не простая.

С его цифрами и данными не согласился представитель Госкомиссии по делам религии Закир Чотоев. Он парировал положительными примерами из работы гоcорганов по противодействию экстремизму.

Яркие выступления прозвучали от представителей дипакадемии и еще нескольких экспертов. Один из них — директор аналитического центра “Разумные решения” Эсен Усубалиев — невольно обвинил Иран в отсутствии информационной политики и понятной стратегии работы со странами Центральноазиатского региона. При этом привел вполне аргументированный довод, что, к сожалению, из–за недопонимания возникает предубежденность. О реальном вкладе, потерях, которые несет Иран в Сирии, практически ничего не известно.

«Россия, Китай и страны Центральной Азии участвуют в коллективных обсуждениях безопасности региона и сотрудничества по противодействию терроризму, а Иран остается единственной страной, которая не принимает в этом участия. А ведь нас объединяют общие вызовы и угрозы в области международного терроризма. Более того, Исламское государство Иран (ИРИ), как и Российская Федерация, задействовано в военных действиях в Сирии и оказывает финансовую и гуманитарную поддержку народу САР.     Надо признать, что, по некоторым данным, борьба Ирана с международным терроризмом способствует снижению издержек других государств, подрывает потенциал террористических групп и ограничивает их распространение. Это приводит к стабилизации и безопасности в регионе», — говорит эксперт.

Однако, по заявлениям чрезвычайного и полномочного посла Ирана в КР Али Моджтаба Рузбехани, главная цель его страны в Центральной Азии — стабильность и безопасность. “Исламская республика сейчас окружена локальными конфликтами со всех сторон, возможно, на этом фоне может показаться, что Центральная Азия для нас не столь важна. Однако это не так, страны региона являются нашими соседями и относительно стабильными, мы заинтересованы в сохранении этой стабильности”, — отметил дипломат.

«Сегодня, — сказал Али Рузбехани, — терроризм представляет собой одну из основных проблем Центральной Азии. А в западной части континента эскалация деятельности экстремистских организаций перешла в самую опасную фазу.
    Хотя проект ИГИЛ, являющий собой в последние годы одно из наиболее агрессивных и кровавых проявлений терроризма, значительно сдал свои позиции, само явление продолжает существовать, будучи сейчас представленным различными организациями, сравнительно небольшими по численности и не очень значительными по влиянию. Несмотря на скромные размеры и достаточно ограниченные сферы распространения таких групп, террористическая угроза сейчас тем не менее актуальна во многих уголках планеты. И в Иране накоплен определенный опыт, которым хотелось бы поделиться во имя общего дела мира.

— Каким образом можно противостоять международным угрозам?
Политика Ирана в сфере предотвращения террористических угроз и ранее, и сейчас состоит в поддержании многостороннего сотрудничества. Это, как убеждено руководство ИРИ, и есть наиболее оптимальный способ противостоять растущим угрозам и вызовам в сфере безопасности.

Терроризм, насильственный экстремизм, особенно те его идейные течения, которые воплощают ИГ и подобные ему организации, представляют собой наибольшую опасность. Именно по этой причине необходимо расширение сфер партнерства между ООН, ШОС и организаций экономического сотрудничества. Экстремизм сложен и многогранен, как никогда. Поэтому руководителям стран мира необходимо выработать общую стратегию противодействия данной проблеме на межнациональном и межконфессиональном уровнях.
Осуществляемая некоторыми государствами поддержка террористических группировок в Сирии, переброска боевиков–террористов в Афганистан и республики Центральной Азии в последние годы привели к формированию цепочки различных кризисов в регионе. Следовательно, общественность и государственные структуры в Центральноазиатском регионе должны усилить сотрудничество, создавая противодействие данным угрозам.

Не так давно достигнутое соглашение между Кыргызской Республикой и Исламской Республикой Иран в сфере обеспечения безопасности и правопорядка будет способствовать созданию надлежащей платформы борьбы.

Наряду с исполнением своей роли в коллективном противостоянии экстремизму, в частности помогая правительствам Ирака и Сирии в изгнании террористов из ранее оккупированных ими городов и районов, мы полагаем: кризисы должны быть урегулированы на правовой основе.

— Что вы имеете в виду, говоря о правовой основе?

Вмешательство мировых сверхдержав, осуществляемое без позволения на то сторон, пострадавших в конфликтах, лишь усложняет процесс их урегулирования. Сегодня, когда США превратили Ближний Восток буквально в склад пороха, Иран выступил с инициативами международного сотрудничества по мирному урегулированию в Сирии и Йемене. Партнерство ИРИ, РФ и Турции в Астанинском процессе ведет к успеху даже там, где ни одна из сторон переговоров не планировала.

Добавлю, что Соединенные Штаты и некоторые страны Западной Европы промышляют продажей оружия участникам ближневосточного конфликта, в том числе и экстремистским группировкам, зарабатывая на этом миллиарды долларов.

Таким образом, выходом из текущей ситуации может стать создание надежной политико–правовой базы сотрудничества. Следовательно, нам сегодня особенно нужен межправительственный и межконфессиональный диалог, основанный на нормах международного права и принципах толерантности.

Иран, Россия и негосударственные игроки

Исламская Республика Иран впервые вступила в союз с международной державой и наладила с ней стратегическое партнерство.

Такая коалиция дала возможность участвовать и другим государственными и негосударственными игрокам, одновременно управляя кризисами. Возможно, такое происходит впервые. В частности, проводятся многочисленные встречи командующих “Хезболлы” и старших командующих российской армии для разработки совместных операций, а также трехсторонние и четырехсторонние встречи между Ираном, Россией, Сирией и “Хезболлой”.

Эта коалиция с момента ее создания до сегодняшних дней добивалась значительных успехов. Самые важные достижения:

Победа над терроризмом. Несомненно, это сотрудничество по сравнению с деятельностью коалиции, которая была создана во главе с США, было в разы эффективней. Роль “Хезболлы” и других движений сопротивления в победе над террористическими движениями, имела особое место в различных районах Сирии наряду с воздушной кампанией российской армии, смогла противостоять терроризму ИГ и “Фронта аль–Нусра”. В ситуации, когда американцы объявили, что им нужно шесть месяцев, коалиция смогла в кратчайший срок победить “Джебхат ан–Нусру” и ИГ в Сирии и Ираке. “Хезболла” также вошла в международно–региональный круг как действенный элемент и способна быть влиятельным игроком на Ближнем Востоке.

Борьба с кризисом легитимности суверенитета Сирии. С началом кризиса экстремистские и террористические течения при поддержке иностранных игроков, особенно США и Европы, предприняли активные попытки отмены легитимности сирийского правительства. Коалиция и сотрудничество Ирана и России на разных этапах урегулирования конфликта в полевых операциях и при помощи политических шагов на международной арене позволили в значительной мере нейтрализовать план Запада против правительства Сирии.

Сохранение правительства Башара Асада. Одна из целей коалиции ИРИ–РФ — противостоять региональной политике США, которая имеет название “смена режима”. Символом этого стало сохранение власти Асада и правительства Сирии. В настоящее время условия таковы, что ликвидация Башара Асада фактически вышла из политического влияния других игроков, а сохранение его у власти стало необходимостью для всех.

Формирование оси сопротивления региональным подходам США. Ирано–российское сотрудничество может продолжаться как план по “обузданию США” и стало важным достижением.

Внедрение идеи политического решения. Астанинский саммит по Сирии стал основой и фундаментом для политического решения конфликта и на сегодняшний день по сравнению с другими региональными и международными инициативами стал более эффективным.

В заключение эксперты отметили, что страны Центральной Азии нуждаются в опыте Ирана в противодействии насильственному экстремизму и терроризму. Однако страны региона больше хотели, чтобы ИРИ, если собирается прийти в ЦА, делала бы это комплексно, не только в формате двухсторонних отношений, участвуя в коллективной повестке дня по вопросам безопасности.

Из опыта работы в Сирии

Экс–заместитель МИД Ирана Мухаммад Реза Рауф Шейбани несколько лет проработал послом в Сирии. Он рассказал, что Иран всегда рассматривал безопасность и стабильность своих соседей и соседствующих регионов как свою собственную.

«ИГИЛ, “Аль–Каида” и другие экстремистские группировки избрали Кавказ и Центральную Азию как одну из своих подконтрольных территорий. Я считаю, что борьба с экстремизмом может быть важной сферой для расширения сотрудничества между Ираном, Кавказом и Центральной Азией, в частности Кыргызской Республикой», — заявил Рауф Шейбани.

— Какие же могут быть варианты совместных действий?
Необходимо выработать общее определение терроризма. Избегать односторонности в борьбе с ним и интегрировать силы для борьбы с этим явлением. Разработать механизм формирования региональной системы коллективной безопасности. Важны обмен базами данных “черных боевиков”, активизация Шанхайской организации сотрудничества в вопросе борьбы с экстремистскими группировками. Должны быть устранены внутренние факторы и предпосылки, способствующие появлению террористических организаций. Надо предотвратить вмешательство со стороны трансрегиональных держав, блокировать каналы финансирования насильственных группировок. Для реализации всего этого нужно создавать совместные двусторонние рабочие группы. Нельзя забывать об идеологических основах терроризма, существующих в ваххабитском мышлении Саудовской Аравии. Мы за честную, без политики, неизбирательную и решительную борьбу с терроризмом и экстремизмом.

— Иран представляет себя как жертву мирового терроризма. Почему?
Наша страна страдала от этого разрушительного явления с момента возникновения и несет большие людские и финансовые потери. Террористические акты, включая мученическую смерть 72 депутатов, правительственных чиновников, политиков в результате взрыва бомбы в 1982 году, гибель тогдашнего президента и премьер–министра во время террористических взрывов в том же году. Гибель более 17 тысяч мирных жителей за последние 40 лет от рук террористических организаций, которые, к сожалению, сейчас поддерживаются Европой и США.

Убийство иранских ученых–ядерщиков в начале этого десятилетия от рук израильских агентов, террористическая атака ИГ на Парламент Исламского совета, теракт в иранских городах Ахваз и Чабахар. И совсем недавние действия США по использованию экономического инструмента, чтобы вселить в другие страны страх, связанный с запретом торговли с моей страной, инвестирования в иранскую экономику — все это является примерами террористической деятельности, направленной против Ирана.


Светлана ЛАПТЕВА, «Вечерний Бишкек»

Поделиться ссылкой: