Центрально-азиатский регион нуждается в опыте Ирана в борьбе с насильственным экстремизмом и международным терроризмом. Об этом на конференции по противодействию экстремизму в Бишкеке заявил Директор аналитического центра «Разумные решения» Эсен Усубалиев, сообщает CA-IRNews.
Если Россия, Китая и страны Центральной Азии участвуют в коллективных форумах обсуждениях безопасности региона и сотрудничества по противодействию терроризму, то Иран остается единственной страной, которая не принимает в этом участие.
Важно отметить, что Иран, Россию, Китай и страны ЦА объединяют общие вызовы и угрозы в области международного терроризма. Более того ИРИ как и РФ задействована в военных действиях против международного терроризма в Сирии и оказывает финансовую и гуманитарную поддержку народу САР. Оценивая объективно, нам необходимо признать, что борьба Ирана с международным терроризмом способствует снижению издержек других государств, подрывает потенциал террористических групп и ограничивает их распространение. Другими словами, действия ИРИ способствуют стабилизации и обеспечению безопасности в регионе.
В отличие от России, в Центральной Азии то роли и те усилия Исламской республики Иран, которые она предпринимает в противостоянии терроризму они практически не известны. С учетом того, что вся ЦА находится в информационном пространстве России, доля новостей о тех усилиях Ирана, никто не слышит, что ИРИ наряду с финансовыми несет и людские потери в борьбе с террористами в Сирии.
Неразвитость диалога в вопросах безопасности в формате Иран и Центральная Азия объясняется и тем, что обе стороны пока не расставили свои приоритеты в этих взаимоотношениях.
Что известно о целях ИРИ в ЦА
По мнению эксперта, страны центрально-азиатского региона мало владеют реальной информацией об Иране и его политике из первоисточника и заключается это в нескольких причинах:
— Центрально-азиатский регион является для Ирана по важности менее приоритетным чем остальные регионы, где он присутствует.
— У Ирана нет концептуальной программы и подхода к странам Центральной Азии, в которой можно было посмотреть какие цели и задачи ставит перед собой ИРИ в своей внешней политике в этом регионе.
Общественность Кыргызстана и государственные чиновники не понимают и не знают, чего именно хотят иранцы в ЦА, по этой причине могут относится к ним с осторожностью. Однако у других геополитических оппонентов Ирана существуют различные программы и форматы взаимодействия с регионом. Отсутствует именно тот комплексный подход заложенный в определенную программу развития партнерских отношений.
Однако по заявлениям Чрезвычайного и полномочного посла Ирана в КР Али Моджтаба Рузбехани ИРИ главной целью Ирана в Центральной Азии — «стабильность в регионе залог нашей безопасности». «Исламская республика сейчас окружена локальными конфликтами со всех сторон и возможно на этом фоне может показаться, что Центральная Азия для нас не на столько важна. Однако это не так, так как страны региона являются нашими соседями и относительно стабильными, и мы заинтересованы в сохранении этой стабильности и безопасности», — отметил иранский дипломат.
Почему ЦА не бежит в объятия Ирана
Что касается поросов восприятия странами Центральной Азии Ирана, то здесь по мнению Усубалиева есть два фактора:
— Первым является недоверие и осторожность в развитие отношений с ИРИ, что является порождением и отсутствием объективной и достоверной информации об этой стране, а также незнанием на официальном уровне целей и задач внешнеполитического курса Ирана.
— Влияние западных стран, в частности США и их союзников, которые посредством санкций накладывают ограничение торгово-экономических связей с Тегераном, что в целом оказывает влияние на политический диалог и сотрудничество между странами ЦА.
«США, Израиль, союз арабских государств, Турция и Пакистан не хотели бы видеть активной роли Ирана в Центральной Азии по многим причинам. Это и политическая мотивация и религиозная составляющая», — подчеркнул аналитик.
Россия и Китай
Другим фактором в центрально-азиатском регионе являются интересы таких государств как Российская Федерация и Китайская народная республика.
При наличие партнерских отношений и тесного экономического сотрудничества Пекина и Москвы с Тегераном, эти страны пока не определили собственную позицию по поводу присутствия ИРИ в Центральной Азии. То есть они не выработали свое мнение о том, в каком виде присутствие Ирана в регионе будет выгодно для них. Так ка мы должны объективно признавать, что влияние России и Китая является определяющим в ЦА.
В заключении, кыргызстанский эксперт отметил, что страны Центральной Азии нуждаются в опыте Ирана в противодействие насильственному экстремизму и терроризму. Однако, страны региона больше хотели бы, чтобы ИРИ пришела сюда, комплексно, не только в формате двухсторонних отношений. А также хотелось, чтобы Иран смотрел на Центральную Азию как на партнера, для которого у него есть собственная концепцию развития. И думаю, что все страны региона ожидают от Ирана его участия в коллективной повестке в вопросах безопасности.
Источник: Азиз Пиримкулов, CA-IRNews