От лайков к угрозам: как распознать сталкера и защитить себя

Иногда отношения начинаются с милых сообщений в мессенджере, а заканчиваются угрозами, слежкой и порчей имущества. Разбираемся, кто такие сталкеры и как понять, что вас преследуют.

Кто такой сталкер
Сталкер (от англ. to stalk — преследовать) — это человек, который постоянно и целенаправленно следит за другим. Под сталкингом понимают навязчивое внимание и преследование. Сталкером иногда называют и охотника, выслеживающего добычу, и человека, в качестве хобби выбравшего посещение заброшенных зданий и мест. В значении «навязчивый преследователь» слово «сталкер» стало употребляться с 1990-х годов, когда в СМИ появились сообщения о людях, которые преследуют бывших партнеров.

Случаи сталкинга фиксируются во всех странах: согласно данным Национального центра помощи жертвам преступлений США, в 2018 году около 16% американок и почти 5% американцев хотя бы раз подвергались преследованию. В Германии ежегодно немецкая полиция регистрирует около 20 000 случаев сталкинга. В России данных по сталкингу нет.

Формы сталкинга разнообразны — от лайков, звонков и сообщений в сети до угроз, повреждения имущества и нанесения травм. Согласно западной статистике, большинство жертв сталкинга — молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет. При этом 11% преследуемых страдают от сталкинга на протяжении 5 лет и более. В основном жертвы знают преследователя лично. 40% сталкеров — это бывшие или нынешние партнеры жертвы, 42% — знакомые.

Адвокат Константин Ерохин отмечает, что на практике сталкинг чаще всего возникает в трех случаях:

  • Бывший партнер, любовник, друг или отвергнутый поклонник становится преследователем. Это человек, которого жертва хорошо знает, а он, в свою очередь, хорошо знает ее.
  • Анонимный фанат преследует медийную личность.
  • Тайный поклонник непубличного человека.

По мнению Константина Ерохина, соцсети, мессенджеры, GPS, современные средства слежения, а также камеры в каждом телефоне, упрощают возможность наблюдать за человеком и заниматься сталкингом. Практически ежемесячно в Сеть утекают персональные данные людей, похищенные у крупных компаний. Одно из таких событий — украденная база пользователей сервиса «Яндекс.Еда» в марте 2022 года. По таким базам сталкер может отследить реальный адрес жертвы, данные его близких, номера квартиры и домофона, а также рассчитать его обычное время нахождения дома.

Киберсталкинг: преследование с помощью цифровых технологий

Европейский институт гендерного равенства отдельно выделяет киберсталкинг — навязчивое слежение за человеком с помощью современных технологий. Киберсталкинг принимает самые разные формы, не всегда это прямая агрессия. Например, один из супругов может использовать GPS-трекер или другое сталкерское ПО, чтобы тайно и незаметно отследить передвижения своего партнера. По мнению института, скрытая слежка — одна из форм насилия, так как злоумышленник использует сталкинг для получения контроля над своей жертвой.

Часто киберсталкинг — только подготовительный этап преступления: мошенничества, кражи, похищения. Согласно Национальному виктимологическому опросу США (National Crime Victimization Survey) каждая четвертая жертва преступления также подвергалась киберпреследованию. Преступники через электронную почту, мессенджеры, GPS и шпионские программы читают переписку жертв, следят за их передвижением — иногда на протяжении месяцев.

По мнению психолога и судебного эксперта Олега Долгицкого, основной мотив киберсталкинга — это сексуальное влечение. Сталкер воспринимает жертву как сексуальный объект, которому он хочет продемонстрировать свою власть. Он не позволяет себе приблизиться к объекту. Проявлять свое отношение может по-разному, необязательно агрессивно. Это могут быть и восторженные комментарии к фотографиям жертвы в соцсетях, похвалы или признание таланта. Такие казалось бы нейтральные проявления сталкинга встречаются чаще, чем агрессия. Часто они воспринимаются как нормальное социально одобряемое поведение. Например, подписка на медийную личность в соцсетях, стремление увидеть ее на улице, на мероприятиях, в СМИ, желание как-то прикоснуться к ее жизни — этого в разы больше, чем пугающих историй преследования. Но и эти действия тоже можно отнести к киберсталкингу.

Олег Долгицкий полагает, что проблема киберсталкера — это неразвитые навыки общения. Сталкеру трудно подойти к жертве и завязать общение. Иногда это физически невозможно, как в случае со знаменитостями. Поэтому его влечение перерастает в попытки найти объект в социальных сетях, СМИ, как-то пересечься с ним. У психически здоровых людей желание увидеть какого-то человека перерастает впоследствии в здоровую коммуникацию, отношения и, возможно, семью. У людей, плохо находящих язык с другими, не умеющих контролировать себя, фантазии о жертве могут стать навязчивыми и толкнуть на преследование. В патологических случаях это может принять агрессивную форму.

Киберсталкинг может перерасти и в интернет-травлю — намеренное агрессивное преследование через смс-сообщения, соцсети, рассылку компрометирующих материалов с целью запугать, оскорбить и унизить. Часто к кибербуллингу относят любые проявления агрессии с использованием гаджетов и электронных технологий.

Сталкер с точки зрения психологии

Юлия Каминская, клинический психолог и психотерапевт сервиса онлайн-психотерапии Zigmund.Online считает, что в современном обществе часто романтизируют сталкинг. Принято думать, что сталкер — это безответно влюбленный, изо всех сил пытающийся добиться взаимности, страдающий от неразделенности своих чувств. Но фактически сталкером может быть как нарцисс-абьюзер, получающий удовольствие от страха своей жертвы, так и излишне романтичная барышня, страдающая эротоманией, в том числе бредовой. Это может быть и клиент психиатра с диагностированным шизофреническим расстройством и галлюцинациями, полагающий, что он выслеживает инопланетянина.

Трейлер фильма «50 оттенков серого», романтизирующего абьюзивные отношения. Главный герой узнает местоположение героини, используя GPS на ее телефоне и компьютере, а также выслеживает ее на работе и в гостях у матери. Опираясь на мотивы преследователя, Юлия Каминская выделяет три типа сталкеров:

Мстящий за разрыв. Такой человек воспринимает разрыв отношений (личных или рабочих) как сокрушительное предательство. Он испытывает одновременно подавленность и гнев и ищет способы его выместить: например, обливает краской автомобиль жертвы, оставляет гневные комментарии в соцсетях, распространяет порочащую информацию. Скорее всего, «мстящий за разрыв» пережил в детстве сильнейшую психологическую травму разрыва с матерью. Во всех новых отношениях он пытается воссоздать эту тесную привязанность. Его партнер, не готовый к этому, может стать объектом преследования.

Жаждущий любви и одобрения. Преследователь этого типа страдает бредовым расстройством и воображает, что между ним и объектом преследования существует какая-то связь, например истинная любовь или предначертание судьбы. Он верит, что «любви нужно добиваться». Такому человеку сложно признать, что никакой судьбоносной связи нет и ему просто не отвечают взаимностью. Получив категоричный отказ, такой преследователь может трансформироваться в сталкера первого типа, мстящего за мнимый разрыв.

Преследователь-абьюзер. Сталкер такого типа способен на преступление против личности. Он наслаждается преследованием и мучениями своей жертвы. Его мотив — это желание контроля, чувство всевластия, «комплекс Бога». В эту категорию попадают и маньяки.

Как распознать сталкера

Иногда человек не сразу может понять, что его знакомый — будущий преследователь. У сталкеров нет определенного алгоритма поведения, и жертве трудно распознать опасность. Некоторые действия потенциального преследователя могут казаться милыми, дружескими или романтичными — например, постоянная отправка открыток или цветов. Лэнгстонский университет в США обьясняет, как распознать навязчивое поведение знакомого или партнера, которое в итоге может обернуться преследованием:

  • Получив недвусмысленный отказ продолжить общение, потенциальный сталкер все равно настойчиво звонит и добивается контакта, закидывает сообщениями в мессенджерах.
  • Он шлет и передает подарки, для которых нет никакого повода.
  • Караулит жертву около работы, дома, после занятий и в любом месте, где есть возможность с ней пересечься.
  • Пытается манипулировать поведением преследуемого — например, угрожает совершить самоубийство, чтобы добиться ответа.
  • Распространяет ложные сведения — например, если у жертвы есть партнер, то сталкер может распускать слухи о его неверности среди друзей и знакомых жертвы.
  • Словесно угрожает семье, друзьям, имуществу жертвы и даже домашним животным. Угрозы или фактическое насилие по отношению к питомцам — явный признак того, что преследователь не остановится только на этом.

Как защитить себя от сталкера

По словам адвоката Константина Ерохина, защититься от сталкинга в правовом поле России пока непросто. В действующем законодательстве нет прямой уголовной ответственности за преследование человека и «сталкинг», нет и мер, которые могли бы сдерживать преследователя без привлечения его к уголовной ответственности.

В США и других западных странах жертва сталкинга через суд может получить так называемый «запретительный ордер» (restraining order). Этот судебный запрет, ограничивающий контакт преследователя и жертвы, выдают пострадавшим от домашнего насилия, сексуального преследования, вторжения в личную жизнь. Например, достаточно распространен запрет приближаться к определенному лицу или звонить ему.

Таких норм в российском законодательстве нет, хотя сделаны некоторые шаги в этом направлении — например, закон о запрете на определенные действия, подписанный еще в 2018 году. Привлечь сталкера к ответственности можно в случае, если его действия нарушают определенные статьи уголовного или административного кодекса.

Константин Ерохин подчеркивает, что в интересах жертвы в самые короткие сроки обращаться в правоохранительные органы. Даже если личность сталкера неизвестна, полицейские обязаны установить все обстоятельства дела, в том числе ФИО сталкера. Если жертва знакома с преследователем, то можно попробовать пообщаться с его родственниками и друзьями, которые могут повлиять на ситуацию.

Источник: Юлия Токарева, РБК Тренды

Поделиться ссылкой: