#Islamculture. В Узгене почтили память имама ас-Сарахси. Кем он был?

Мухаммад ибн Ахмад ибн Аби Сахл Абу Бакр ас-Сарахси это полное имя одного из авторитетных мусульманских ученых ханафитской школы, на этно-фольклорном фестивале “Өзгөн Мунара2021”, прошедшем 17-18 сентября в Узгене почтили память видного мусульманского ученого.

Профессор Мустафа Джеват Акшит от имени международного фонда исламской культуры и наследия имама ас-Сарахси, базирующегося в Турции, подарил президенту КР Садыру Жапарову 31-томное наследие имама “Аль-Мабсут”, переведенное на турецкий язык.

Имам ас-Сарахси

Влиятельный мусульманский ученый, знаток исламского права Мухаммад ас-Сарахси родился в 1009 году в приграничном городе Серахс, на северо-востоке Ирана недалеко от границы с Туркменистаном. Это потом в его имени появится приставка ас-Сарахси как память о родном городе и весь мусульманский мир запомнит его как имама ас-Сарахси. Серахс упоминается в легендарном эпосе “Шахнаме” Фирдоуси как город, существовавший еще во времена туранского царя Афросиаба. В период монгольского нашествия Серахс был разрушен и разграблен, восстановили город только в середине XIX века во время правления Насреддина-шаха.

Религиозное образование ас-Сарахси получил в Бухаре. Он был учеником известного ученого ханафитской школы Умар ибн Абд-Азиз Халуани. Ахмад ас-Сарахси странствовал по мусульманским государствам, изучая и распространяя знания по исламу.

Ас-Сарахси около 15 лет провел в заточении из-за своей принципиальности и стремлению к справедливости. Имам критиковал действия караханидских правителей. В ответ его обвинили в ложных призывах к восстанию, а потом нашли формальный повод. Имам подверг критике решение хана Ибрагима ибн Насра, который без соблюдения срока идда выдал замуж свою наложницу.

Согласно мусульманскому праву, идда – это определенный период, когда мусульманке не разрешается вступать в отношения с другим мужчиной после смерти мужа или развода. В случае кончины мужа этот срок составляет 4 месяца и 10 дней, в случае развода 3 месяца. Сроки могут меняться в зависимости от мазхаба.

Имаму ас-Сарахси было 64 года, когда его посадили в зиндан. Ему запретили читать и писать.

Имам ас-Сарахси стойко перенес все тяготы заточения, его верные ученики приходили к темнице, чтобы поддержать своего учителя. Хан был уверен, что почтенный имам не выдержит тяготы тюремной жизни и умрет раньше времени.

Его не оставляли верные ученики. Они регулярно приходили к зиндану, чтобы поговорить с учителем, послушать его наставления. Имам даже в такой критической ситуации не забывал о своем долге учителя. Обладая великолепной памятью он смог надиктовать ученикам текст своего самого знаменитого трактата «Аль-Мабсут». Ведь писать и читать хан категорически запретил ему. Так проходили дни, месяцы и годы заточения. Так проходили 15 лет тюрьмы.

Как вспоминали потом его ученики больше всего имам переживал, что не может посещать пятничные намазы и молится в мечети. Даже находясь в тюрьме он соблюдал посты.

За стойкость ас-Сарахси назвали “солнцем имамов”. Он оставил после себя богатое наследие, которое надолго заложило основы развития мусульманского права.

В “Аль-Мабсут” имам ас-Сарахси изложил всё мусульманское право ханафитской школы. Он синтезировал некоторые важные тексты Мухаммад аль-Шайбани, сподвижника основателя ханафитской школы Абу Ханифы, включил в свой труд информацию и из других мусульманских школ права, подробно изложил многие спорные моменты, касающиеся жизни мусульманина. Его труд остается одним из значимых юридических трактатов мусульманского права.

Кроме этого сохранились его труды по усуль аль-фикх это наука, которая изучает общие доводы фикха (исламская юриспруденция), методы их использования. Для этой своей книги имам использовал знания, почерпнутые из трудов Абу’л-Хасан аль-Кархи, Ахмад Мухаммад аль-Шаши, аль-Джассас, Абу Абдуллах Мухаммад ибн Идрис аль-Шафини. Также сохранились его комментарии к трудам имама Мухаммада, ученика легендарного имама Абу Ханифы.

Среди мусульманских ученых до сих пор популярна поговоркаесли сомневаетесь, следуйте за ас-Сарахси. Так высоко ценились его знания мусульманского права.

На свободу его выпустили после смерти хана в 1087 году, но в Бухару ему не разрешили вернуться. Три года имам был на свободе, умер в 81 год. В различных источниках местом смерти ас-Сарахси называют то Балх в Афганистане, то Фергану в Узбекистане. Но бесспорным остается тот факт, что мавзолей и место захоронения имама находятся в Узгене, в Кыргызстане.

P.S. Памяти имама ас-Сарахси

В Бишкеке, в 2018 году открыли новую центральную мечеть, названную в честь имама ас-Сарахси. Мечеть была построена на средства правительства Турции. Общая площадь 7 тысячи квадратных метров, высота куполов 37 метров, 4 минарета и общая вместимость 20 тысяч верующих для совместных намазов.

По одной из версий мечеть ас-Сарахси в Бишкеке является копией мечети Коджатепе в Анкаре, построенная в 1987 году. Ее строительство длилось более двадцать лет. Общая площадь мечети в Анкаре 4 тысяч 288 квадратных метров, высота купола 48.5 метров. Внутри нее находится модель мечети пророка в Медине, подаренная в 1993 году турецкому президенту Сулейману Демирелю королем Саудовской Аравии Абдель Азизом. Под мечетью расположен один из крупнейших в Анкаре гипермаркетов и чайные. За счет арендной платы от которых существует мечеть. Этим материалом Prevention Media начнет публикацию серии материалов, посвященных мусульманской культуре и истории в Кыргызстане.

Текст: Prevention Media

На главной фото Влада Ушакова, фрагмент мавзолея времён караханидов. В тексте фото Султана Досалиева.

Поделиться ссылкой: