Данная статья задумывалась более полутора месяцев назад и основные тезисы, остались неизменными. Название статьи созвучно с книжкой И. Крастева и С. Холмса “Свет, обманувший надежды. Почему Запад проигрывает борьбу за демократию”, которые на наш взгляд ухватили правильно тенденцию к разочарованности от глобализации и Западом, который имея в основе либеральную идеологию должен был стать причиной “конца истории”. Та же самая тенденция к разочарованности теперь приходит в Кыргызстан, но на своем основании и со своими причинно-следственными связями.
Одним из факторов такой разочарованности на наш взгляд станет и вывод войск коалиции из Афганистана. При сохранении всех прочих неизменных, разочарованность будет и дальше возрастать. Подобный сценарий представляется нам наиболее реалистичным, хотя и не является единственным, в складывающейся ситуации в Центральной Азии. Меняющаяся политическая повестка может приводить и к резкому изменению внешнеполитических приоритетов.
К 11 сентября 2021 года официальный Вашингтон пообещал покинуть территорию Афганистана, тем самым завершив свое двадцатилетнее оккупационное присутствие в этой стране. Как показывает складывающаяся ситуация основной целью ввода войск на территорию страны выступала политическая воля США поквитаться за террористическое нападение Усамы Бен Ладена. Видимо поэтому официальные власти страны в лице помощника президента по национальной безопасности Джейка Салливана заявили, 18 апреля, что цели США в Афганистане были выполнены до конца. Конечно же данное обращение касалось в первую очередь американских налогоплательщиков, которые с большим скептицизмом смотрели на продолжающееся присутствие американских сил в Афганистане и Ближнем Востоке.
Уход США, а следом и международных коалиционных сил из Афганистана, оставили официальные проамериканские власти Кабула один на один со сложной внутриполитической ситуацией и возможно нарастающей тенденцией гражданской войны (которая длится с 1978 года). Это ускорило политическую и военную мобильность оппозиционных сил и, в частности, запрещенного в ряде стран движения Талибан (признано террористическим и запрещено в КР. прим. ред.), основанного в 1994 году, которое с успехом стало расправляться с правительственными вооруженными силами. В итоге приблизительно за месяц до официального вывода американских войск (11 сентября) практически вся территория оказалась в руках у талибов, официальная власть сложила практически по всей стране оружие, а президент и часть политических сил, прихватив с собой финансовые и иные ресурсы бежали за границу. К 17 августа талибы заявили о полной победе над силами Ашрафа Гани и завершении многолетней гражданской войны.
Однако на сегодняшний день вице-президент Афганистана Амрулла Салех, назвав себя главой страны, не собирается просто так отдавать власть, и заручившись поддержкой прославленного маршала Дустума (который совсем недавно бежал в Узбекистан и вернулся обратно), начал активно оказывать сопротивление.
На фоне эвакуации коалиционного представительства в стране и ряда иностранных политических миссий, в Афганистан постепенно приходит тот религиозный политический режим, который жестко будет расправляться с остатками прежнего политико-символического конструкта, сложившегося за 20 лет западного присутствия в этой исламской стране. И на месте старого квазисветского государства. будет предприниматься попытка построения религиозного змирата.
Безусловно, порожденные западным миром светские и демократические институты в Афганистане вступят в противоречия с более примитивной, но вместе с тем более энергичной исламской силой, которая пользуется большей популярностью у широких многоэтничных масс. Несмотря на то, что нынешний Талибан (признано террористическим и запрещено в КР) стремится выглядеть и действовать в рамках сложившегося мирового уклада, демонстрируя свою адекватность сообразно правам человека, очевидно, что новые власти страны будут устраивать гонения на тех, кто сотрудничал с коалиционными силами или впитывал принципы и ценности западного мира. Ведь политическая культура талибов крайне низка и примитивна. И в самом деле, полевым командирам не подобает, как говорится, разводить дипломатию и мешкать, решая, что делать с врагом. Они не знают, как правило, других инструментов воздействия на противника, кроме силы оружия.
Хаос будет усиливать и стремление борьбы за власть. В частности, между полиэтническими политическим группировками. Следовательно, на определенном промежутке времени сложится противоречие между гаснущим западным капиталистическим укладом и усиливающимся традиционно религиозным способом существования, схожего скорее с феодальным конструктом. Поэтому осознавая грядущее, многие представители афганского общества, которое научилось жить по неким западным или околозападным стандартам, а также чувствующие себя в небезопасности, решили покинуть Афганистан.
Растущая обида или недоумение от оставленности у тех, кто поддерживал западные принципы и идеалы будут усиливать уход афганского общества в лоно мусульманской цивилизации. Население, которое относилось к коалиционным силам с недоверием, еще больше отдалится в социокультурном плане от запада. Им в их покинутости нужно как-то выживать в новой реальности. Вместе с тем, те кто раньше поддерживал вестернизацию все более и более станут предъявлять претензии США и союзникам, требуя от них позаботится об их судьбе. Подобные настроения являются основой выступление афганцев по всему миру, которые стремятся обратить на себя внимание.
Вместе с тем реализующийся проект «Большая Центральная Азия» актуален, и имеет своих последователей в странах региона. Складывающаяся ситуация может потянуть и страны Центральной Азии в сторону исламской цивилизации от Запада, Евразии и китайских интеграционных тенденций.
В рамках статьи мы постараемся оценить некоторые цивилизационные последствия от скорого вывода коалиционных сил и какое это может иметь значение для Кыргызстана. Основной тезис заключается в том, что складывающаяся ситуация может способствовать усилению исламских тенденций, которые частью гражданского общества и иных общественных структур могут восприниматься как реакционные, сопровождающихся возрождением пережитков прошлого.
Новые реалии коснутся непосредственным образом и России (которая еще не определилась, что делать в новой политической ситуации Центральной Азии) и Китая (который может усиливать свое военное присутствие в регионе, но, судя по всему, не имеет плана действий по складывающейся ситуации). Уход коалиционных сил будет являться поводом для пропаганды в некоторых политических кругах о слабости Запада и усилением настроений разочарованности в построении демократических институтов. Более того, разочарованность и упреки от поспешного выхода коалиционных сил из Афганистана, могут составлять основу для формирования общественного мнения через СМИ. А последнее будет влиять на предвыборную риторику кыргызских политических сил осенью этого года.
На самом деле, перед США стояло нечто большее в этой войне, что словами Хангтинтона можно охарактеризовать как войну Запада с исламом, а именно: являясь стержневой цивилизационной страной с некоторым мессианским проектом (глобализация (вестернизация и модернизация)), американцы и их союзники стремились привить Афганистану западные ценности (плюрализм, индивидуализм, права человека и демократию), то есть сделать эту часть региона более универсализированной с точки зрения западного мировоззрения. Этот важный момент предполагал формирование проекта «Большой Центральной Азии». Возможно, теперь акценты данного проекта будут несколько подкорректированы.
Туркменистан скорее всего также будет вовлекаться интенсивнее в центральноазиатские процессы. К гуманитарным последствиям (приемом беженцев, оказанию помощи населению Афганистана) прибавятся и попытки предупреждения роста экстремизма и терроризма от проникающих в страны радикалов. Последнее является отличным поводом для закручивания гаек и усиления авторитарных тенденций местных властей. Вместе с тем фактор беженцев будет усиливать националистические настроения внутри стран Центральной Азии. Этот фактор скорее всего также может быть включен в предвыборную риторику Кыргызстана этой осенью.
Для Афганистана, (в плане вестернизации и модернизации), было сделано достаточно много: изменение политического строя (стремление демократизировать отношение между политическими игроками по западным выборным стандартам), изменение инфраструктуры, развитие торговли и рынка, культурной, религиозной политики и так далее. То есть шли огромные средства на изменение облика Афганистана, что должно было народы этой страны приблизить к западному сообществу. Сумма на восстановление страны как указывает ряд СМИ и экспертов была астрономическая — около 800 млрд. долларов.
Ведь запроса за смену цивилизационной идентичности и модернизации в стране не наблюдалось. Афганское общество, судя по всему, с большим недоверием отнеслось к попытке запада изменить его. Это будет служить скорейшему отходу от всех социокультурных завоеваний, предпринятых с 2001 года. Военно-гуманитарная кампания Коалиции (которую уже сегодня сравнивают с авантюрой) скорее напоминала некоторый западный колониальный подход. Одной из центральных причин такого неэффективного присутствия Запада в исламской стране также является рост коррупции на всех уровнях. Гуманитарная помощь в виде финансовых и иных ресурсов разворовывалась как среди тех, кто ее оказывал, так и среди тех, кто ее использовал. Возможно, мир еще потрясут скандалы, связанные с отмыванием денег, вкладываемых в восстановление страны.
Экономически развить страну до некоторых западных стандартов не получилось. Сегодня Афганистан является крупнейшим в мире поставщиком опиатов. Здесь как правило попытки международного сообщества бороться с выращиванием и изготовлением наркотиков опиралось на нежелание политических сил как-то бороться с этим. Если, в 2001 году посевные площади опия составляли менее 30 тыс. га, то согласно данным ООН, в 2007 году они выросли до 193 тыс. га, в 2013 составляли уже — 209 тыс. га, и достигли пика в 2017 году — 328 тыс. га.
Слабо вериться, что Талибан (признано террористическим и запрещено в КР), желая заручиться поддержкой международного сообщества и объявивший войну выращиванию опиатов, реально будет лишать себя полностью такого легкого и устоявшегося источника дохода. Скорее всего те или иные представители талибов, сократив посевные площади, будут, как и когда-то “крышевать” этот бизнес. Но так или иначе складывающаяся ситуация скажется на сокращении транзита опиатов через Кыргызстан по “северному маршруту”, что отразится на теневой экономике юга нашей страны и возможно, повлечет за собой снижение доходов, повысив тем самым миграционные настроения.
Сегодня в Афганистане имеется огромная пропасть между богатыми и бедными. Страна полностью зависима от внешней помощи и эта зависимость будет только усиливаться, рискуя перейти грань острой гуманитарной катастрофы. Страна является беднейшей в мире и ее бедность в ближайшее время будет возрастать. На фоне снижения гуманитарной помощи в 2021 году, уровень бедности может возрасти выше 70%. Сегодня как известно МВФ заморозил счета ЦБ Афганистана, где содержалось около 9,4 млрд долларов и приостановил на неопределенное время финансовой помощи. Одним словом, вытащить страну из усиливающегося средневекового политико-экономического уклада жизни к настоящему моменту так и не получилось и с существующими политическими подходами вряд ли возможно.
Нельзя отрицать, что для Центральной Азии также будут ощутимы последствия от нового Афганистана. С одной стороны это хороший повод вооружиться тем странам, которые граничат с Афганистаном, с другой — властям усиливать свои авторитарные тенденции, а с третьей — пересматривать свое прежнее отношение к Западу в пользу исламского мира.
У последнего появляется шанс повышения эффективности применения мягкой силы, которого не было с конца 90-х годов. Авторитет и влияние на регион Турции (у которой возрос авторитет после совместной с Азербайджаном победы над непризнанной Нагорно-Карабахской республикой и Арменией) и следом Пакистана, Ирана и некоторых арабских стран будет только расти.
Безусловно, что это даст повод и пересмотру своего мягкого влияния ЕС, США, России и Китая. Совсем отказываться от региона западные игроки не будут, но потребуется большое количество ресурсов, чтобы сохранять свой статус кво и проводить конкурентную борьбу со своими противниками. Часть из мировых и региональных игроков будет стремиться развивать сотрудничество или заигрывать с новой властью Афганистана, что будет повышать ее авторитет и усиливать те ценности, которых придерживаются Талибы, но вместе с тем смягчать их режим.
Судя по всему, окончательное признание новой власти мировым сообществом зависит от того, смогут ли талибы удержать власть. Ситуация с Талибаном (признано террористическим и запрещено в КР) повлечет за собой трансформацию устоявшегося представления о мировом терроризме, некоторые страны встанут перед выбором ограничения дипломатических контактов с талибановской властью или через постепенное вычеркивание данного Движения из своих реестров террористических организаций будут развивать сотрудничество с Афганистаном. Перед этим общественное мнение будет подготовлено через ряд документальных передач, экспертных статей и прочей медиапродукции, что новый Талибан (признано террористическим и запрещено в КР) не является в полном смысле этого слова террористической организацией.
Кыргызстан также завтра встанет перед этой дилеммой, но скорее всего он будет руководствоваться мнением сильных мирового сообщества. Не стоит, однако, исключать, что в ситуации политической неопределенности для самого Афганистана, резкое переформатирование может и закончиться расколом (конечно, это и с учетом того, насколько у внешних игроков высоки будут к этому интересы и выгоды). Тем самым мы можем получить несколько государств на осколках прежнего.
Он следуя складывающимся тенденциям более будет тяготеть к мусульманскому миру. Вместе с тем, у него будет возрастать восхищение крепнущим Китаем, который постепенно станет расширять культурную политику для препятствования проникновения сепаратизма и радикализма в СУАР. Политическая модель Поднебесной тоже будет вызывать возрастающий интерес у некоторых левых акторов, усиливая их позиции. Кыргызстан стоит перед реальностью выбора между авторитаризмом и сохранением остатков подобия демократических институтов.
Конечно же это не будет происходить столь быстро как кажется на первый взгляд. Вместе с тем это еще не значит, что Кыргызстан превратится в Афганистан. Но это означает что исламские принципы в мировоззрении постепенно будут более доминирующими в обществе.
Как никогда ранее, такая ситуация может привести к появлению сильных религиозно политических движений (возможно, партий, ориентированных на развитие аграрного хозяйства), которые впоследствии захотят оформиться в легальные политические партии, участвуя в политическом процессе.
Правильность последнего тезиса будет демонстрировать следующее: если усиление власти повлечет за собой некоторый экономический эффект, это даст властям больше аргументов в пользу того, чтобы уменьшать уровень свобод и влияния неправительственных организаций, отстаивающих принципы и свободы прав человека, которые хоть и являются еще главным образом зависимыми от международной помощи, но уже не настолько слабы, какими они были 10 лет назад. Союзника действующие власти смогут найти у усиливающихся религиозных институтов, которые безусловно станут тяготеть к тому, чтобы активнее проникать в политику.
Вместе с тем более остро встанет потребности в формировании национальной идентичности. На этом фоне усилится отток мозгов, который будет подогреваться лидерами мнений и настроениями части независимых СМИ. Страна будет менять свой полиэтнический облик и приобретать все более ярко выраженную восточную идентичность со всем более усиливающимися авторитарными тенденциями.
На этом фоне приграничный спор с Таджикистаном будет лишним усилителем в построении новой идентичности. Трансформация цивилизационных парадигм чревата конфликтами не совсем похожих между собой народов. Вопрос лишь заключается в том, как быстро власти и квазиэлитные образования научатся извлекать выгоду из складывающейся ситуации и как эффективно будут разрешать национальный вопрос.
В новой ситуации, осознавая свое непростое положение, гражданское общество должно будет отказаться от парадигмы “построения” и постараться перейти новой парадигмы — “взращивания” гражданского общества. Ведь строить и выращивать на практике оказывается двумя разными технологическими процессами. Возможно на месте институтов НПО, как базисе кыргызского гражданского общества должны появиться институты гражданских сообществ на местах с теми идеалами и ценностями, свойственными традиционному укладу кыргызского общества.
Но решаемость такой задачи возможно лишь только в том случае, когда новое представление о гражданском обществе может не только прижится, но и трансформироваться в новую влиятельную силу в общественно-политическом процессе.
В региональном плане новая ситуация в Центральной Азии приведет к массовому оттоку кыргызкого этноса из Афганистана и Таджикистана в Кыргызстан. К сожалению, наша страна так и не научилась пользоваться фактором присутствия кыргызского этноса в Таджикистане и Афганистане и извлекать из этого выгоды. Говоря иными словами, регион становится менее кыргызским, а страна (по ряду причин) более.
Безусловно, складывающаяся ситуация приведет к усилению возможностей таких организаций как ШОС и ОДКБ. За счет этих организаций будут усиливаться как вооружения стран участниц, так и возможности партнерства. Для ОДКБ в случае обострения приграничных ситуаций возникает шанс некоей реабилитации и повышения доверия. Усиление консолидированного военного союза стран Центральной Азии позволит снизить риски проникновения террористических и радикальных угроз из Афганистана. Но действенность ОДКБ и ШОС будет определяться, насколько они будут готовы решительно продемонстрировать готовность действовать в случае, если усиливающаяся финансовая независимость правящего Талибана (признано террористическим и запрещено в КР) начнет угрожать стабильности стран Центральной Азии через распространения радикализма и экстремизма.
Сегодня можно утверждать, что мир стоит перед возможностью глобальных потрясений, которые выражаются в складывающейся трансформации мирового порядка. У Запада останется два пути: оставить исламскую цивилизацию такой, какая она есть и начать с ней взаимодействовать не меняя ее, или же искать новые пути модернизации и вестернизации этой усиливающейся геополитической реальности.
Говоря иными словами, у него есть два пути: создавать либо трансформировать противоречия. Америке и Западу нужна новая великая победа (неважно, на поле боя или в новой глобальной цифровой и экономической постковидной реальности), чтобы вернуть свое прежнее положение. Либо переключиться на иные внешнеполитические цели. Вопрос, каким образом Запад будет использовать сотрудничество стран Центральной Азии, также будет способствовать сохранению порядка в регионе.
Поэтому этический императив “Мы в ответе за тех, кого приручили” может стать эффективной политтехнологией или же инструментом популизма. Кыргызстану как никогда ранее необходимо сформировать свою позицию в этом непростом и меняющемся мире.
Источник: Константин Ларионов, ЦППИ
Фото Кабул, Wakil Kohsar/AFP