Действующий закон был принят в 2005 году, с тех пор в мире произошли серьезные изменения, требующие реагирования. Поэтому в прошлом году был представлен проект закона «О противодействии экстремистской деятельности», а в этом году в стране прошли общественные обсуждения. На встречах обсуждали деятельность запрещённых организаций, важность правильного выбора источников информации в религиозном просвещении, необходимость соблюдения законов с целью недопущения распространения экстремистской деятельности. Особое внимание было уделено нововведениям представленного проекта закона, имеющего профилактический характер.
Трансграничный характер угроз заставляет многие государства усилить деятельность по предотвращению проявлений экстремистских настроений как внутри страны, так и во всем мире. Актуальным является вопрос обеспечения национальной безопасности, защита прав и свобод человека в условиях противодействия экстремистской деятельности. Это связано с распространением экстремистских материалов через интернет с вовлечением молодёжи, в том числе несовершеннолетних детей. Для усиления защиты необходимо принять новый закон. На этой неделе в Оше прошли мероприятия по обсуждению проекта закона с участием специалистов из Оша и Ошской области, организованные МВД КР при поддержке проекта ПРООН «Повышение устойчивости к насильственному экстремизму в Азии«.
В своей презентации сотрудник Службы по противодействию экстремизму и незаконной миграции МВД КР, подполковник Манас Аманбаев рассказал о запрещённых в стране деструктивных, экстремистских и террористических организациях, которых согласно списку 21, не имеющих юридической регистрации в КР. Он коротко коротко остановился на особенностях деятельности «Хизбут-Тахрир», «Йакын Инкар». Списки с запрещёнными организациями и информационными материалами находятся в открытом доступе в интернете. Он напомнил о важности правильного толкования ислама в обществе, призвал проявлять осторожность при выборе источников информации.
Презентацию о нормах предложенного проекта закона «О противодействии экстремистской деятельности» представил заместитель начальника отдела Службы противодействия экстремистской деятельности и незаконной миграции МВД КР, подполковник Самат Осмонов. Он подробно рассказал о нормах нового закона, обращая внимание на уточнённые формулировки терминов и понятий.
«Основной целью законопроекта является защита прав и свобод человека, основ конституционного строя, территориальной целостности от экстремистской деятельности и обеспечение национальной безопасности Кыргызской Республики».
В новом законе имеются важные нововведения, касающиеся уточнения терминологии: вместо понятия «экстремизм» используется — «экстремистская деятельность», так как первое понятие носит абстрактный характер, второе более чёткое, подразумевающее конкретные виды проявления, что перечислено в статьях нового закона. Также уточнены такие понятия, как: экстремистская организация, предупреждение (профилактика) экстремистской деятельности, противодействие экстремистской деятельности и предостережение.
Определены основные субъекты и компетенции государственных органов в противодействии экстремистской деятельности. Уполномоченным государственным органом, реализующим единую государственную политику в сфере противодействия экстремистской деятельности, определены органы внутренних дел КР.
На встрече неоднократно подчёркивали профилактический характер нового закона, так как он содержит механизмы по предупреждению (профилактике) экстремистской деятельности, в частности, недопущение распространения экстремистских материалов физическими, юридическими лицами и иными организациями, а также использования сетей электросвязи и средств связи, средств массовой информации в этих целях.
Определен порядок признания информационных материалов экстремистскими, а также порядок признания юридического лица и иной организации экстремистской.
Кроме того, все положения проекта приведены в соответствие с новыми редакциями кодексов уголовно-правового блока, а также в соответствие с Конвенцией Шанхайской организации сотрудничества по противодействию экстремизму.
Предложенные участниками рекомендации касались усиления контроля за использованием атрибутики и символики, принадлежащим запрещённым организациям. Было озвучено, что каждый закон должен соответствовать нормам международного права, обвинение и наказание должны быть соразмерны правонарушению, закон не должен иметь строго карательный характер, а должен быть больше направлен на превенцию (профилактику).
Для представителей СМИ была организована отдельная сессия, во время которой медиа эксперт Алмаз Исманов представил рекомендации по использованию корректной терминологии согласно новому закону с целью минимизации негативных последствий журналисткой деятельности.
Напомним, что проект закона разработан Межведомственной рабочей группой по разработке проекта Закона КР «О противодействии экстремистской деятельности», образованной приказом МВД КР от 10.12.2021 года № 905, в состав которой вошли представители Государственного комитета национальной безопасности, Генеральной прокуратуры, Министерства юстиции, Министерства цифрового развития, Министерства образования и науки, Министерства культуры, информации, спорта и молодёжной политики, Службы исполнения наказаний при Министерстве юстиции, Государственной судебно-экспертной службы при Министерстве юстиции, Государственной службы финансовой разведки при Кабинете Министров, Государственной комиссии по делам религий, экспертного сообщества и неправительственных организаций.
Как отметили авторы, проект разработан в целях приведения в соответствие с введённой в действие с 5 мая 2021 года новой редакцией Конституции КР, нормами нового законодательства уголовного блока и международного права, а также в целях устранения имеющихся пробелов, противоречий и коллизий в действующем Законе КР «О противодействии экстремистской деятельности», выявленных в ходе проведённой инвентаризации.
Представленный проект не противоречит нормам действующего законодательства, а также вступившим в установленном порядке в силу международным договорам, участницей которых является Кыргызская Республика.
Принятие законопроекта не повлечёт дополнительных финансовых затрат из республиканского бюджета.
Представленный законопроект не требует проведения анализа регулятивного воздействия, поскольку не направлен на регулирование предпринимательской деятельности.
Обсуждение в Оше с участием городских и областных специалистов показало глубину осведомлённости по сложным вопросам, а полученные рекомендации будут учтены в дальнейшем. Также эти мероприятия способствовали укреплению меж секторального взаимодействия в противодействии экстремистской деятельности.
В ходе общественного обсуждения были получены предложения и замечания общественных фондов «Стратегические решения», «Гражданское участие», правозащитного движения «Бир Дүйнө – Кыргызстан«, Информационно-аналитического центра «СОВА», Института Медиа Полиси и Prevention Media.
Текст и фото Сахиры Назаровой