Интервью руководителя общественного фонда «Азия Групп» Юлии Денисенко ИА «АКИпресс» по вопросам профилактики экстремизма и терроризма, о природе насильственного экстремизма.
Расскажите, пожалуйста, об угрозе насильственного экстремизма в Кыргызстане. Насколько насильственный экстремизм имеет под собой реальную угрозу?
Наверное, странно будет звучать, но у нас в стране насильственного экстремизма нет. Не явления, конечно, а термина. Более того, за рубежом тоже до сих пор не достигнут консенсус по поводу четкого определения. Одно из самых кратких определений содержится в Резолюции 2178/2014 СБ ООН – насильственный экстремизм «Может служить питательной средой для терроризма».
В то же время существует множество определений, разработанных на национальном, региональном и международном уровнях. Принятое на Западе определение «насильственного экстремизма», по сути, отличается от национальных законодательств в Центрально-Азиатских странах лишь тем, что объединяет все формы экстремизма в одном определении – это «использование и поддержка насилия в целях достижения идеологических, религиозных или политических целях».
Если оставить теорию, то я выделила 13 факторов, влияющих на распространение экстремистских взглядов.
Конечно, рассказать о них всех невозможно в рамках одной беседы. Но можно схематично сгруппировать в три группы мотивов – социальная неустроенность, психологические проблемы и идеологическое противостояние с действующей властью. Если еще короче, то пока с помощью насилия можно стать богатым и властным, экстремизм во всех его проявлениях будет существовать.
В Центральной Азии социально-экономические последствия кризиса еще более обнажили факторы, создающие питательную среду для терроризма – изоляция в период жесткого карантина, безработица, несоблюдение прав человека, социальное напряжение и другое.
Какие основные виды насильственного экстремизма наиболее распространены в Кыргызстане? Расскажите, пожалуйста, о путях их распространения
В нашем законодательстве различаются девять видов экстремистской деятельности. Чаще всего встречаются четыре – религиозная, региональная и национальная рознь, а также посягательство на действующую официально власть. Хотя сами по себе экстремистские и террористические группировки не могут быть политически нейтральными.
Радикальные религиозные сообщества охотно пользуются тем, что государства ЦА не могут обеспечить должной социальной поддержки своим гражданам. Практически все занимаются вербовкой через благотворительную, спортивную, образовательную деятельность.
Так или иначе, но группы НЭ манипулируют неофитами и идейными своими членами с помощью сочетания скрытого психологического насилия с эксплуатацией.
Для многих людей карантинные меры усугубили социальную изоляцию и привели к значительному повышению количества времени, проводимого онлайн, в том числе времени, проводимого подростками и молодежью в Интернете без какого-либо контроля или надзора.
Интернет помогает террористам расширить охват, увеличить свое воздействие и проводить свою деятельность в автономном режиме.
В нашей стране, когда говорят об экстремизме то, подразумевают религиозный экстремизм или экстремизм на национальной почве. Есть ли в стране политический экстремизм? Как он проявляет себя?
По сути, мы имеем дело не просто с религиозным экстремизмом, а с именно политической силой, которая на фоне проблем общества активно набирает себе электорат. Вопросы с коррупцией, образованием, безработицей и прочие «альтернативная идеология» решать на самом деле не собирается. Ведь после просто не над чем будет возвышаться. Зато с помощью политтехнологий на плохом фоне можно легко запрограммировать своих «избирателей» на радикальные действия. По сути, мы имеем дело с попытками создания концептуальной власти.
Термин «концептуальная власть» надо понимать, как власть группы, способной формировать концепцию общественной жизни, сделать ее реальным инструментом управления массами, а также корректировать по необходимости в процессе.
Согласитесь, это гораздо серьезнее, чем просто «группа заблудших, религиозно необразованных людей».
Следовательно, победа над экстремизмом и терроризмом начинается тогда, когда повышается уровень доверия населения к законной власти. Вот глобальная цель всех перемен, будь то изменение законодательства, борьба с коррупцией или превентивная работа. Но это уже другая история.
Какие проблемы существуют в действиях, направленных по предотвращению насильственного экстремизма в Кыргызстане?
Гоняясь за количеством, мы забываем о качестве.
Какие вы видите пути решения с тем, чтобы проводимая работа имела эффективный результат?
Нам нужна теоретическая, методическая база. Пока все специалисты в области противодействия насильственному экстремизму – это практики, которых ситуация заставила искать наилучший выход. А ведь можно было заранее научить и не рисковать.
Нам нужно развивать сотрудничество между государством и гражданским обществом, которое в итоге принимает на себя все решения власти.
Нужно развивать критическое мышление и учить молодых родителей как растить здоровую, а не ведомую личность. Ведь процесс, затягивающий человека в сети радикальных групп, строится далеко не на религиозных установках, а на техниках психологического манипулирования.
Речь об интеллектуальном мошенничестве, связанном с незаконным применением психотерапевтических манипуляций, жертвами которого может стать любой, потому что всем хочется верить в сказки.
Почему? Речь, конечно, не о народных сказках, а о тех, что рассказывают манипуляторы разных мастей. К примеру, есть в одной религиозной группе такая молитва (на полном серьезе): «Боже, сними с моего небесного счёта … такую-то сумму». Но сначала надо положить денежку в банк пастора, а она волшебным образом умножится на 10! Все просто. Вы пастору даёте 10 копеек, он их превращает в «небесную валюту», которая и падает на голову в виде набитого зелёными бумажками мешка.
Такое, знаете ли, «Евангелие полного холодильника». Но, вот, то-ли света нет, то ли холодильник старой модели, а доход в десятикратном размере свыше получают далеко не все прихожане!
Если вздумается кому-то из них спросить, где обещанные миллионы, ему ответят, что молился неправильно или пожалел свою копейку для небесного проводника-пастора, вот Бог и обиделся, не дал награду. Но в следующий раз она обязательно придёт в виде того самого мешка, а, может, и того больше!
И человек снова верит! Потому что, во-первых, верить в сказку так хочется и так хорошо в этих мечтах ничего не делать. Во-вторых, так много сил уже потрачено и денег, что кажется, благодать вот-вот упадёт и накроет. В-третьих, так не хочется признать себя полным идиотом перед окружающими, которые, по правде сказать, давно уже подкалывают и называют небесный банкинг обманом.
МАНИПУЛЯЦИЯ с помощью утопических обещаний, таких, например, как эта (но бывают разные, на любой самый требовательный вкус) позволяет высосать все соки из человека, пока они ещё есть. В погоне за мнимой мечтой, такой красивой и, кажется, такой близкой, человек будет обвинять себя за то, что плохо старается.
Знаю, что собственные грабли всегда лучше, но все же… Если Вам обещают все и сразу: деньги, любовь, вечный рай, избранность, здоровье, успех и тд, все так красиво и просто, как в сказке, то не обольщайтесь, это и есть просто сказка.
Молодежь входит в группу риска по их вовлечению в экстремистские организации. Что делают, чтобы такая вербовка была минимальной?
Сам фокус вербовки на молодежь не изменить. Потому что молодежь – самая активная и перспективная часть общества. Она нужнее всего подобным организациям. А вот профилактику можно довести до совершенства. И тут главное – научить людей думать, задавать вопросы.
Стратегия «мы – хорошие, а террористы – плохие» не работает.
Нужна качественная альтернатива на государственном уровне. То, что можно предложить взамен, но еще до того, когда наступит момент выбора.
Какую роль могут сыграть журналисты в профилактике радикализма и экстремизма?
СМИ – это сила слова, которое способна на многое. Чтобы нивелировать дезинформацию, распространяемую террористами, журналисты должны работать, в буквальном смысле, со скоростью интернета…
В начале карьеры я судилась с такой псевдо-православной организацией из Торонто. Они вербовали людей в интернете – виртуальный храм, крещение по телефону, и только деньги настоящие. Кроме того, на их сайте, он же «храм», размещались уйма материалов экстремистского толка.
Долгая история, но в конце концов победил здравый смысл, а интернет-ресурсы организации признали экстремистскими и заблокировали. Надо добавить, мне на тот момент исполнился 21 год, и я работала журналистом в одном из серьезных печатных изданий в Казахстане.
Именно тогда я поняла, что журналист может намного больше, чем просто писать о проблеме. Но он должен знать тему, как свои пять пальцев. И тут мы приходим к профильной журналистике, которой очень не хватает. Поэтому мы с коллегами из ОФ «Азия Групп» решили открыть Информационно-консультативный центр для СМИ и блогеров в рамках проекта «PROтиводействие».
Лозунг проекта звучит следующим образом: «Интеллект против насильственного экстремизма». Думаю, он как никакой другой должен возглавить список профилактических мер.