Один из кандидатов в президенты на предвыборном митинге в Джалал-Абаде заявил, что в школах нужно вводить урок по “ыйман”, чтобы “На корню избавиться от проблем сегодняшнего дня”, цитирует его Кloop.kg. Среди проблем политик назвал привлечение кыргызстанцев в запрещенные организации, переход в буддизм и баптизм и вербовка в Сирию. «Окончивших 11 класс детей легко вербуют в Сирию из-за недостатка религиозных знаний», цитирует политика издание. В качестве выхода из ситуации он предлагает ввести преподавание одной религии, попутно подчеркивая, что это только планы и необходимо посоветоваться со специалистами из религиозной и образовательной сфер.
В принципе предложение политика давно обсуждается в экспертных кругах и религиозных сообществах как возможная превентивная мера в молодежной среде. Обычно такого рода дискуссии возникают, когда речь заходит о преподавании истории религиозной культуры в школах. Ее сторонники уверены, что такое масштабное обучение основам одной религии якобы может оказать существенное влияние на уровень распространения и влияния экстремизма в молодежной среде. Но как показывает реальность в странах, где религиозные институты играют более активную и существенную роль, это не является гарантией нераспространения экстремистской идеологии среди молодежи.
В одном эксперты сходятся в том, что молодежь наиболее общепризнанный способствующий фактор и среди экономических, политических или идеологических ключевых факторов она самая восприимчивая группа. Недостаток жизненного опыта, юношеский «максимализм» и так далее, это достаточные аспекты, по которым вероятность молодых людей быть завербованными очень высока, отмечают отечественные эксперты в страновых исследованиях. По статистике, молодежь составляет свыше 2 млн. человек из всего состава населения Кыргызстана, являясь его движущей силой.
Молодежь активна! Она осваивает новые технологии, новые рынки работы, новые возможности для коммуникаций. На оперативном учете у правоохранительных органов стоят около 1 800 членов различных экстремистских организаций и движений, из них больше 80% сторонники запрещенных в Кыргызстане организаций. Большинство из них молодые люди и чаще всего их вербуют в социальных медиа, где этот процесс можно осуществлять безболезненно.
Пару лет назад по инициативе Генпрокуратуры КР была создана Рабочая группа из числа заинтересованных государственных органов, а правоохранительные органы при поддержке некоторых молодежных организаций сформировали интернет-патрули, которые отслеживали противоправный контент, чаще всего на YouTube и забрасывали жалобами на контент администрацию хостинга. При этом этот интернет-патруль не был какой-то организованной группой, но как выяснилось потом это была временной инициативой. Но такими полумерами вряд ли можно рассчитывать на эффективность работы в молодежной среде.
Тем более запрещенные во многих странах организации все чаще используют все возможности социальных медиа. “Львиную часть противоправного контента, блокируемого нами на платформе составляет пропаганда идей и взглядов экстремистских организаций на примере войны в Сирии. Для выявления такого контента действует следующая система противодействия. Мы активно сотрудничаем с Роскомнадзором, поддержим тесную связь с пользователями и осуществляем парсинг соцсетей. Также отслеживаем поведенческие признаки пользователей и применяем модель нейронной системы насилия. Одной из проблем в отслеживании противоправных действий является отсутствие специалистов для определения террористического контента и отсутствие возможности мониторить соцсеть на всех языках”, — рассказал директор по стратегическому партнерству Mail.Ru Group Александр Володин во время рабочей поездки в Бишкек.
Это если речь о социальных платформах, зарегистрированных в России, а как же быть с международными платформами? Насколько молодые кыргызстанцы, пользующиеся Facebook, Twitter, Instagram защищены от влияния экстремистских и деструктивных идей? Вопрос остается открытым, потому что уровень критического мышления среди пользователей социальных медиа на низком уровне.
Другой проблемой является цифровая безопасность детей и молодежи в период пандемии. Когда резко возросла потребность в социальных платформах. По словам специалиста по кибер-безопасности Валерия Зубанова, главной мишенью экстремистов являются социальные медиа и подростки. “Надо в разумных пределах контролировать действия детей. С кем общается ваш ребенок в социальных медиа? Нет ли среди друзей подозрительных личностей. Мы же учим элементарным правилам безопасности в реальной жизни, так почему нельзя применять эту же практику в виртуальной жизни? Есть специальные программы и фильтры, которые могут защитить ребенка от нежелательной информации”, — призывает Зубанов.
По рассказам адвокатов, ведущих такие дела чаще всего молодые люди попадаются в социальных медиа, когда ведут разговоры с незнакомыми людьми или заходят в группы и страницы, ранее неизвестные им. Другой распространенной практикой являются уголовные дела за хранение информационных материалов запрещенных организаций.
Human Rights Watch в своем исследовании таких уголовных дел рассказал про некоторые из них. ««Сухроба» осудили в Кыргызстане за хранение журнала и трех страниц текста запрещенной организации, которые, по версии следствия, были найдены при обыске у него дома. Сухробу не предъявлялось обвинений ни в распространении этих материалов, которые к тому же были довольно старыми, ни в приготовлении к актам насилия или в осуществлении насилия. На суде он неоднократно заявлял, что материалы, на которых строилось дело, ему подбросили, но ему все равно дали три года. Через несколько месяцев Сухроба освободили условно-досрочно по состоянию здоровья, однако в любой момент он может вновь оказаться за решеткой». По словам Сухроба, они живут постоянном страхе, что в любой момент его могут вновь посадить по ложным уликам.
Среди других причин роста религиозного экстремизма силовики называют внешнее влияние, религиозную необразованность и безработицу среди молодежи. «Граждане Кыргызстан, получившие религиозное образование за рубежом, также считаются одним из источников радикализации в стране. Это даже отражено в Концепции государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере на 2014-2020 годы, где особо отмечено негативное влияние на общество выпускников зарубежных религиозно-экстремистских центров и организаций, которые являются «носителями, распространителями идеологии и менталитета страны пребывания, насаждают чуждые для народа Кыргызстана образ жизни, культуру, внешний вид, одежду и стандарты поведения«, — подчеркивает директор НИИ Исламоведения Маметбек Мырзабаев.
Поэтому сейчас когда идет активная работа над новой Концепцией государственной политики в религиозной сфере необходимо учесть, что с молодежью нужно разговаривать на их языке и всегда ли нужно приводить контрнарративы в качестве превентивных мер…
Данная публикация была подготовлена при финансовой поддержке Европейского Союза. Содержание данной публикации является предметом ответственности Prevention Media и не отражает точку зрения Европейского Союза.