Газета «Дело №…» по просьбам читателей вновь открывает рубрику «Беседы об исламе». Отвечать на вопросы, интересующие читателей, как и прежде, будет Кадыр МАЛИКОВ — постоянный эксперт газеты, известный теолог, член Совета улемов (исламских учёных) республики.
БЕСЕДЫ ОБ ИСЛАМЕ
Вернувшиеся из умры (малого хаджа) паломники, когда их в аэропорту стали проверять медики, стали возмущаться: «Мы из святых мест, мы чистые». Но именно они и завезли коронавирус в Кыргызстан. Получается, святые места — вовсе не гарантия от опасных инфекций?
Ну, во-первых, эту скандальную фразу мы услышали от министра здравоохранения. Произносили ли на самом деле её паломники и как именно произносили — большой вопрос…
Но из-за таких высказываний в соцсетях началась самая настоящая травля верующих — оскорбления по религиозному признаку, богохульство. И столько ненависти к людям, вернувшимся из умры, что не верится — а в нашем ли обществе это творится, с нашими ли людьми?! Это что-то невозможное, соцсети в какую-то канализацию превратились…
Возникает ощущение, что кто-то специально провоцирует конфликт. Второе. Святые места вовсе не гарантированы от заражения любыми вирусами. Их святость — это всего лишь символ. Святыми считаются места, где происходили исторические, религиозные события, где, скажем, звучали важные для ислама откровения. На сей счёт есть хадис (указание). Второй халиф Омар ибн Хаттаб в Мекке целовал святой чёрный камень и при этом говорил: «Ты всего лишь простой камень, но я делаю то, что делал наш Пророк до меня». То есть халиф выполнял РИТУАЛ, не наделяя камень какими-то чудодейственными свойствами. В этом и заключается святость — не в свойствах, а в смысле той или иной святыни как ДУХОВНОГО СИМВОЛА.
Человек, который отправился в Мекку или Медину — две главные святыни ислама, — может и заболеть, и заразиться инфекционным заболеванием, и умереть (как ему предопределено свыше). Всевышний — это ТВОРЕЦ, а святые места — это его ТВОРЕНИЯ, как и всё, что нас окружает. Эти места существуют для поклонения Всевышнему, но сами они, повторю, не могут защитить человека от того, что ему предопределено.
Откуда же взялось убеждение, что верующим, да ещё в святых местах, нечего опасаться заражения?
Это убеждение, возможно, пошло от неправильного толкования некоторых аятов Корана и хадисов Пророка. В них, например, говорится, что в Судный час антихрист не сможет войти в три святых города, которые будут охранять ангелы, — в Мекку, Медину и Иерусалим. Многие, видимо, решили, что эти святыни защищены не только от антихриста и фитны (смуты), но и от других испытаний, включая войны и эпидемии.
Но вот что случалось в истории. После раскола мусульман на суннитов и шиитов появилась и третья группа — хариджиты, вышедшие с оружием в руках против законно избранного халифа. Они нападали на паломников, грабили, избивали, убивали их. Однажды они напали на Мекку, разбили и увезли святыню — тот самый чёрный камень (за то, что другие мусульмане поклонялись камню, хариджиты обвиняли их в многобожии). Пришлось верующим собирать деньги, чтобы выкупить камень.
Сейчас он находится на прежнем месте — в Каабе в серебряной оправе. Даже от такого разбоя Мекка, включая главную её святыню, не была защищена. В Средние века там случались и наводнения, из-за которых прекращался хадж. А сегодня мы наблюдаем то, чего, кажется, ещё не случалось за всю историю ислама, — власти Саудовской Аравии из-за вспышки коронавируса временно закрыли для посещения две главные святыни — Мекку и Медину.
Ещё раз повторю: даже святые места — это не объекты поклонения. В исламе — строгое ЕДИНОБОЖИЕ. Оно предполагает поклонение только Господу. В Коране Бог говорит, что он создал землю и превратил её в мечеть. То есть место для поклонения Богу — вся наша земля.
В Коране говорится: куда бы вы ни обращали взоры — везде есть лик Господа. И мнение о том, что святые места могут предохранять от болезней, — это невежество. И это большая проблема для самих мусульман: некоторые верующие со слабыми знаниями могут разочароваться, засомневаться в вере и даже выйти из ислама.
Что важнее для верующего — совершить паломничество или во время пандемии сидеть дома, но зато не рисковать подхватить вирус и заразить соотечественников?
На первом месте, согласно нормам шариата, у верующего должна стоять БЕЗОПАСНОСТЬ. Причём не только безопасность собственная, но и ОКРУЖАЮЩИХ. Если бы в исламе не было таких правил, то Саудовская Аравия не закрыла бы Мекку и Медину для всех паломников, в том числе и кыргызстанцев.
Саудиты, чтобы привлечь паломников, могли бы сказать: мусульманам не грозит коронавирус в священных городах. Но они приняли меры согласно исламу. В шариате существует такое понятие, как «пять жизненно важных основ» — безопасность религии, жизни, имущества, потомства и здоровья. Это приоритеты ислама.
Поэтому если перед верующим стоит выбор между обязанностью совершения хаджа и безопасностью для себя и общества, то второе должно стоять на первом месте. Это правило должны знать все. Но, к сожалению, не знают — опять проблема невежества. Чтобы его преодолеть, верующим нужно давать знания, а для этого необходимы грамотные теологические кадры, о чём мы с вами говорим уже много лет.
В то же время неправильно всё сваливать на духовенство, на муфтият. Ведь паломники, когда уезжали на малый хадж, ни у кого разрешения не спрашивали. Малый хадж (умра) не является обязательным для верующих. Даже большой хадж, который считается обязанностью каждого мусульманина, можно отложить, если есть веская причина — та же эпидемия, например.
В соцсетях во всём обвиняют муфтият и верующих. А кто контролировал пересечение паломниками границы? Государство. Выезд на малый хадж организуют частные турфирмы, зарабатывающие на этом деньги. Эти фирмы вообще не связаны с муфтиятом — он отвечает за проведение большого хаджа и только тогда несёт ответственность за каждого паломника. Кто же эти фирмы должен контролировать? Опять же государство.
Правительство, считаю, пытается переложить ответственность с себя на мусульман. Но насколько оно само было готово к такому развитию событий? Принимало ли оно превентивные меры, работая с турфирмами?
В то же время именно Совет улемов и муфтият Кыргызстана сразу же временно запретили в республике групповые молитвы в мечетях (а затем и пятничный намаз), занятия на курсах по изучению Корана, а также даават — обход квартир верующих. Так что проблемы здесь намного шире, чем невежество верующих.
Как в исламе относятся к различным вирусам и эпидемиям? Есть мнение, что это наказание для неверующих…
Как только в китайском Ухане случилась вспышка коронавируса, появились видеоролики, в которых злорадно утверждалось, что это божье наказание для иноверцев, для язычников-китайцев, которые притесняют мусульман. Дословно: «Китайцы запрещали хиджаб — теперь сами носят маски, запрещали Коран — теперь у них коронавирус». Делали эти ролики, считаю, либо очень безграмотные, невежественные люди, либо специально подготовленные провокаторы, стремящиеся посеять смуту.
Эту пропаганду подхватили, к сожалению, и некоторые имамы в Кыргызстане, которые тоже начали вовсю рассуждать о наказании Аллаха для немусульман. Что можно ответить на это мракобесие, на этот маразм? Достаточно вспомнить историю.
В Средние века по территории современного Кыргызстана проходил Шёлковый путь, на котором стояли оживлённые города (один из них — вблизи нынешнего Токмака). Археологи выяснили, почему однажды в Чуйской долине исчезло городское население. Причина — бубонная чума, распространившаяся по всей Центральной Азии и уже отсюда попавшая в Европу. Десятки тысяч мусульман, живших вдоль караванных путей, умерли.
Недаром именно мусульманский учёный Абу Али ибн Сина был первым, кто в нашем регионе ввёл карантин в масштабах целой страны. В Самарканде, Бухаре, других городах временно закрывали базары, запрещали совершать пятничный намаз в мечетях, использовали уксус для дезинфекции, носили маски — повязки из ткани чалмы.
Есть известный хадис Пророка: «Не входите в город, который заражён болезнью, а если вошли, то не выходите из него». Сам посланник Аллаха дал людям первые правила карантина. То есть мусульмане, как все остальные люди, заражаются различными вирусами, болеют и умирают от них. Вирусы одинаково опасны для всех независимо от религии, пола, национальности, расы, социального положения. Наказание ли это?
В Коране Всевышний говорит: «Некоторые ищут блага, но в этом благе может таиться зло. Некоторые видят зло, но, возможно, в нём кроется благо». То есть никто, кроме Аллаха, не знает, где проходит грань между благом и злом. Поэтому к эпидемиям надо относиться как к испытаниям, посланным свыше. Возможно, кому-то эти испытания посланы для того, чтобы человек стал лучше, одумался. Для кого-то, возможно, это наказание.
Заметьте, все те меры, которые сегодня принимаются в связи с коронавирусом, очень сильно в чём-то ограничивают как отдельных граждан, так и всё общество. Возможно, мудрость в том, что из-за этого испытания мы научимся ценить то, что раньше не ценили. Согласно Корану, просить о чём-то Бога мы должны с оговоркой: «Если в этом есть благо, то дай нам это, если в этом зло, то избавь нас от зла». Возможно, эпидемия коронавируса — испытание для всей человеческой цивилизации, посланное, чтобы вывести людей из духовного тупика.
Кстати, те имамы, которые рассуждали о «наказании для неверующих», сегодня молчат. Поскольку эпидемия охватила и мусульманские страны, включая даже святые места. И это должно стать уроком: имамам не следует вторгаться в сферы, в которых они некомпетентны. А верующих призываю включать логику и подходить ко всем проблемам с точки зрения науки, чего и требует ислам.
В интернете и соцсетях распространяется информация о защите от коронавируса чудом Корана. Как верующий должен к этому относиться?
Да, в соцсетях по рассылке распространяют легенду о том, что какому-то святому во сне Пророк подсказал способ лечения коронавируса. Если, дескать, открыть в Коране определённую страницу, то там якобы можно найти ресницу (?!) самого Пророка, которая и будет защитой от вируса. У простых верующих легенда пользуется большой популярностью, некоторые даже начинают искать эту ресницу… Это и есть погружение в невежество и мракобесие. Согласно каноническому исламу, всё это ширк (многобожие).
В исламе запрещены всяческие суеверия, в том числе построенные на таких лжепророческих рекомендациях. Сегодня никто не может выступать в роли пророка. И всё это очень напоминает манипулирование.
Каждый верующий должен сейчас развивать в себе критическое мышление. И это касается не только верующих, но и всего населения Земли, в том числе Кыргызстана. Большинство населения, к сожалению, не умеет рассуждать критически. Отсутствие логического мышления — самая большая проблема человечества. Если её не решить, то всегда найдутся люди, которые будут манипулировать сознанием других людей.
Как верующему исполнить свой долг, если в Кыргызстане отменены намазы в мечетях?
Да, молитва — это главная обязанность каждого верующего. По шариату, ни один мусульманин не может быть от неё освобождён. Но если человек, скажем, болен, то молиться он может и сидя, и лёжа. Пятничный намаз — тоже обязанность. Но и она отменяется, если есть веские причины — война, природные катастрофы, опасность на дорогах или эпидемия, как сейчас.
Вместо того чтобы идти в мечеть, мусульманин может дома читать обеденную молитву, которую он прежде читал во все дни, кроме пятницы. На это есть шариатское разрешение, во многих мусульманских странах учёные, как только возникла угроза заражения коронавирусом, сразу же временно отменили пятничный намаз. И в таком случае обязанность каждого мусульманина — самоизоляция. Если он её нарушает, то считается грешником перед Богом.
Некоторые пользователи соцсетей призывают мусульман не пользоваться антисептиками, так как в них содержится спирт. Они правы с точки зрения ислама?
Нет, не правы. Это ещё одно проявление махрового невежества. В исламе запрещается употребление спиртного внутрь с ЦЕЛЬЮ ОПЬЯНЕНИЯ. Сам же по себе спирт не запрещён. Поэтому не только можно, но и нужно использовать его, скажем, для дезинфекции. Откуда-то появляются новые группы и течения, которые очень вульгарно толкуют ислам. Есть опасность распространения этого мракобесия среди верующих.
Многие верующие живут сегодня не по канонам ислама, а по каким-то ими самими придуманным правилам, не имеющим никакого отношения к шариату. Такое ощущение, что создаётся какая-то новая религия.
Самое опасное сейчас — это даже не сам коронавирус, а невежество, которое выплёскивается наружу в этой чрезвычайной ситуации.
Невежество в разных формах — под видом религии или светскости — порождает ненависть и мракобесие независимо от веры или неверия. В дни испытаний нам, как никогда, нужно единство, а не раскол. И если мы не исправимся, не станем лучше, то Бог может послать нам испытание и более суровое.
Источник: Дело №
Фото Табылды Кадырбекова, Спутник