Сегодня будет ровно год, как Медведомственная рабочая группа (в ее составе представители МИД, МВД, ГРС, Минздрава, Минсоцтруда и ГКНБ Кыргызстана) по организации возвращения уроженцев Кыргызстана из иракских и сирийских лагерей и тюрем сообщила, что они совместно с иракскими властями (3 июня 2019 г.) завершили процесс идентификации их личностей. А 5 августа прошлого года членам Рабочей группы, которые должны были вылететь в Багдад, были открыты иракские визы, также был решен вопрос по организации чартерного рейса Бишкек-Багдад-Бишкек и выделены деньги для выплаты штрафов за нарушение визового законодательства Ирака, как того требовала иракская сторона.
Но гуманитарная операция, планируемая с прошлого лета каждый раз откладывалась. Политическая ситуация на Ближнем Востоке менялась кардинальным образом, приходилось учитывать новые обстоятельства. Сначала это был ввод турецких войск в Сирию, потом антиправительственные выступления в Багдаде, осложнение ситуации на северо-западе Сирии, где как раз находятся лагеря, потом коронавирус. Кыргызстан, за исключением Туркменистана, единственная страна в Центральной Азии, которая так и не вывезла своих граждан из Ирака и Сирии. В основном речь идет о женщинах и детях, находящихся в тюрьмах и лагерях.
Родственники кыргызстанцев, находящихся в лагерях и тюрьмах на территории Ирака и Сирии, 8 января вновь обратились к властям с просьбой посодействовать возвращению их родных и близких. Они пришли в офис омбудсмена КР, чтобы узнать, каких результатов добилась специальная рабочая группа правительства КР, которая была создана прошлым летом, чтобы координировать работу по возвращению кыргызстанцев из Сирии и Ирака. Женщины хотят встретиться с главой правительства и президентом, чтобы знать, когда им ждать возвращения их родственников. Одна из матерей заявила, что готова выйти на бессрочную акцию перед Домом правительства, пока ее дочь и внуки не вернутся в Кыргызстан.
С самого начала речь шла о возвращении детей из Ирака. Еще 31 января 2019 года сотрудники Министерства иностранных дел КР вылетали в Багдад, чтобы встретиться с кыргызскими гражданами, отбывающими наказание в иракских тюрьмах. Тогда же был запущен процесс идентификации и установлении личностей всех, кто называл себя гражданином Кыргызстана. Глава внешнеполитического ведомства КР Чингиз Айдарбеков на встрече с журналистами в сентябре прошлого года говорил, что речь идет о возвращении около 80 детей. Точное количество никто не может назвать, потому что все будет зависеть от согласия родителей, в особенности матерей. Дело в том, что иракские власти готовы отпустить только детей. Это жесткое условие новых иракских властей приняли и другие страны региона. Матерям сложно было расставаться со своими детьми, осознавая, что, возможно, больше они никогда не встретятся. Так было с детьми, которых вывозили в Душанбе. Об этом на одном из форумов в Бишкеке рассказывали представители таджикской делегации, делясь своим опытом по возвращению таджикистанцев домой. Напомним, что речь идет о возвращении детей кыргызстанцев, которые находятся в иракских тюрьмах.
По данным международной правозащитной организации Humans Rights Watch, за последние годы свыше 1200 лиц были возвращены домой. В подавляющем большинстве речь идет о несовершеннолетних, потому что в отношении взрослых общественное мнение во многих странах предсказуемо настроено негативно. Среди стран, решившихся вернуть детей, чьи родители в свое время примкнули к ИГИЛ, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Россия, Турция, Франция, Германия, Австралия, Швеция, Норвегия, Великобритания и США. Чаще всего вывозят детей-сирот. Министр иностранных дел КР Айдарбеков неоднократно подчеркивал, что «дети не должны страдать», призывая международные организации, в их числе Детский фонд ООН, оказать помощь Кыргызстану в возвращении детей.
Что касается сирийского направления, то там все гораздо сложнее и труднее. Лагеря для беженцев из зон, ранее контролируемых ИГИЛ, в основном расположены на севере Сирии, где сейчас идут активные действия и куда ввела войска Турция. По самым разным подсчетам в Сирии и Ираке могли находиться до 800 кыргызстанцев, примкнувших к террористическим организациям, из которых около 140 — женщины. Принято считать, что свыше 150 кыргызстанцев погибли.
Сколько детей могли находиться в зоне боевых действий, никто не знает, потому что многие из них родились уже там. Основная масса выходцев из стран Центральной Азии, включая Кыргызстан, находится в так называемых лагерях для беженцев на севере Сирии, которая ранее была под полным контролем курдских военных формирований. Курды особо не церемонились с ними, потому что они больше всех пострадали во время ИГИЛ. В городах в зоне ИГИЛ были открыты невольничьи рынки, устраивались массовые казни без суда и следствия, сотни женщин и девочек стали жертвами насилия.
Текст: PreventionMedia
Фото ФрансПресс