Доклад подготовлен Булан институтом инноваций по укреплению мира (далее –Булан институт) совместно с Государственной комиссией по делам религий Кыргызской Республики.
Основная цель доклада – это анализ того, в каких странах граждане Кыргызской Республики получают религиозное образование, где и какие есть исламские религиозные учебные заведения и их особенности, а также анализ тенденции обучения наших граждан за рубежом. Потому что в последнее время в Кыргызстане заметно вырос интерес в получении религиозного образования в целом, и в его получении за рубежом, в частности.
Каждому гражданину, живущему в Кыргызской Республике, гарантирована свобода вероисповедания, он имеет право на образование независимо от пола, национальности, языка, социального и имущественного положения, ограничений возможностей здоровья, рода и характера занятий, вероисповедания, политических и религиозных убеждений, места жительства и иных обстоятельств. Как записано в статье 6 Закона КР“О свободе вероисповедания и религиозных организациях”, принятого в том же 1991 году, когда провозглашена независимость, доступ к различным видам и уровням образования предоставляется лицам независимо от их отношения к религии. Поэтому вместе с защитой этих прав основной задачей комиссии по делам религий и Булан института является внести вклад в обеспечении наших граждан качественным религиозным образованием и создании условий для их получения.
Ни одно соответствующее государственное учреждение, ни Духовное управление мусульман Кыргызстана, ни одна неправительственная организация не знает точное количество наших граждан, отправившихся за последние годы в другие страны для получения религиозного образования. Вызывает обеспокоенность тот факт, что несмотря на то, что для тех, кто хочет получить религиозное образование за границей, законом предусмотрено обязательное наличие соглашения на получение такого образования, за последние десять лет возросло количество граждан, которые отправляются зачастую в зарубежные исламские религиозные учебные заведения без соглашения, бесконтрольно, по туристическим визам и личным приглашениям. Некоторые из них получают образование в сомнительных учебных заведениях таких стран, как Пакистан, Бангладеш, и есть реальная опасность их вербовки за рубежом в деятельность экстремистских организаций. Также по приезду в Кыргызстан они вполне могут стать распространителями их идеологий и политики.
Данное исследование Булан института и Государственной комиссии по делам религий затрагивает тему религиозных учебных заведений в Саудовской Аравии, Египте, Турции, Пакистане, Иордании и др. и их особенности, вопросы, связанные с получением кыргызстанцами образования в этих странах, содержит официальную статистику и точки зрения известных религиозных деятелей. Кроме этого будет проанализировано: в каких странах проучились и какие учебные заведения закончили известные богословы в Кыргызстане, областные казы, должностные лица муфтията и члены совета улемов.
Источник: Булан институт в КР
На фото: Акылбек Тагаев, студент университета Аль-Азхар в Египте, координатор кыргызских студентов в Египте, назначенный ДУМК. (Фото опубликована с его согласия)