Публицистический аспект религиозной проповеди в КР

Доцент КРСУ Омурканова о специфике проповеди. Проповедь в широком смысле – выражение или распространение каких-либо идей, знаний, истин, учений или верований, которое осуществляет их убеждённый сторонник. В «Руководстве по гомилетике» отмечается, что «В настоящее же время проповедник выступает перед народом, как оратор, и народ молча слушает его, как слушает всякого оратора; никто его не прерывает и не вступает с ним в беседу. Таким образом очевидно, что в теперешнее время проповедь — это вовсе не собеседование, а речь к народу и перед народом. Как речь к народу, проповедь по форме своей подпадает под понятие «ораторства» и составляет вид ораторских произведений».

В этой же работе рассмотрены различные виды проповедей: слово, беседа, поучение и  проповедь на современные темы (публицистическая). Автор пишет, что «Бывают иногда такие вопиющие болезненные явления, которые настойчиво требуют от проповедника горячего, сильного обличительного слова. Тут-то и надлежит проповеднику отложить на время обычный способ проповеди и исходной точкой взять именно это болезненное явление или этот животрепещущий вопрос современности. А это как раз и будет проповедь публицистическая»..

14 февраля 2016 года в центральной мечети Москвы собрались 14 тысяч наших соотечественников, что бы послушать проповедь. И, судя по выложенным в YouTub роликам,  большая часть слушателей выступления Абдышукура Нарматова и Чубак ажы Жалилова  это молодежь. Как сообщил пресс-секретарь муфтията, людей было настолько много, что они не поместились в мечети. Некоторым пришлось слушать выступления улемов, находясь за пределами здания.

Что же услышали собравшиеся? «Участники встречи смогли послушать основы шариата и наставления улемов», – сообщает пресс-секретарь муфтията.  Напомним, что «улемы» это общепризнанные авторитетные знатоки исламской теории и практики.

Абдышукур Нарматов  ректор Исламского Университета Кыргызстана, имам мечети имени Айша эне в 12 микрорайоне (г. Бишкек). Ресурс Muslimbiz.kg сообщает, что он «каждую пятницу на каналах КТРК и «Манас Жанырыгы» выступает на «Пятничной проповеди». Ежемесячно 2 раза под его руководством издается газета «Бейиш» в 5000 тираже. Журнал  «Жетиген» постоянно издает его статьи», указан и «личный сайт». 

О Чубаке ажы Жалилове, бывшем муфтии Духовного управления КР тот же ресурс сообщает, что «в настоящее время как исламский ученый занимается распространением ценностей ислама. Чубак ажы проводит лекции по шариату для джамаатов мужчин и женщин, также помогает найти правильное решение жизненно важных проблемных вопросов с помощью ислама. Кроме этого пишет статьи для газет «Аят», «Тамчы» и активно работает в социальных сетях.

Выступления этих известных проповедников ислама регулярно публикуют традиционные и он-лайн СМИ. Они частые гости различных ток-шоу, дискуссий, круглых столов на радио и ТВ, есть и постоянная телевизионная передача «Пятничный намаз».  Оба активно осуществляют свою миссию и в социальных сетях. 

В выступлении Абдышукура Нурматова в Москве, несомненно,  присутствуют публицистические элементы. Свое выступление он начал с хадиса о  молодом человеке,  честно зарабатывающем на жизнь, заботящемся  о родителях, жене и детях. И провел параллель между ним и молодыми людьми,   находящимися в московской  мечети. Объясняя одно из значимых в исламе понятий «шахид,  он подчеркнул, что погибшие во время  пожара в швейном цехе кыргызстанцы[1], при условии, что они исполняли главные заповеди ислама, тоже являются «шахидами», как и наши соотечественники,  погибшие на различных стройках.  И прежде чем перейти к основной части выступления он прочитал Коран по жертвам пожара.

«Исходной точкой» публицистической части выступления стали такие «болезненные явления» в современном кыргызском обществе,  как разводы,  внебрачные связи, аборты,  сквернословие.  Причем, в своем выступлении Нурматов приводит статистические данные (количество разводов,  абортов  в современном Кыргызстане). Упомянул он и другую  активно обсуждаемую в светских СМИ[ проблему – траты на тои. «Вы тяжело зарабатываете свои деньги, спите в душной комнате по 15 человек.  И куда вы тратите эти деньги?  На пышную свадьбу, эскорт из джипов?», – обратился он к собравшимся. А  говоря о необходимости сохранить в себе человеческое,  он цитирует  Ч.  Айтматова («Самое трудное для Человека – быть каждый день Человеком!») и Бернарда Шоу («когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди»).

В конце своего выступления он напомнил собравшимся в центральной мечети Москвы, что они «реклама ислама и Кыргызстана». И призвал всех уважать культуру и традиции страны, в которой они сейчас живут  и работают,   «не плюй в колодец,  из которого пьешь», – заключил  Абдышукур Нурматов.

«Исходной точкой»  выступления Чубак ажы Жалилова стали видеоролики в социальных сетях, где отечественные «патриоты» издеваются над кыргызскими девушками[. «Раздев, сняв на сотку и показав её всему миру,  ты не вернешь женщину на праведный путь. И если мы обвиняем женщину, то мужчины ответственные за нее заслуживают еще большего обвинения», – сказал  ажы.

Переходя к следующему вопросу Чубак ажы Жалилов привел цитату из «Манаса», которую часто цитирует наши общественные и политические деятели: «Болунбо, кыргыз, болунбо! Болунсон, бору жеп кетет!» («Не разделяйся, кыргызский народ, не делись! Не будешь един — станешь легкой добычей врага»). Он сказал о том, что находясь на чужбине, многие вместо того, чтобы сплотиться,  грабят своих же соотечественников.  «Мусульманин мусульманина не продаст», – напомнил  ажы,   В этой части  выступления Чубак ажы Жалилова прозвучали слова,  не имеющие отношения к религиозной, духовной жизни:  «проблема», «черные» (о криминальных кругах),   «разборка», «ОПГ»  и др.

Здесь же он сказал и о тех, кто  подпадает под влияние различных групп из-за религиозной неграмотности. И отметил, что в списке 3000 особо опасных  ИГИЛовцев нет ни одного имеющего  духовное образование.

В конце он ответил на вопросы участников встречи:  о «временных браках» («убактылуу нике»), о женах не желающих жить по шариату, о разводах «по сотке», о работе в местах, где продают водку и свинину, об абортах и пр.

Как видим актуальные общественно-политические вопросы служат «исходной точкой» проповедей известных отечественных улемов. И это приближает их выступления к публицистической проповеди. Цель, которой не только довести до людей ценности Ислама и наставить  на путь истинный, но  и воздействовать на современное общественное мнение, нравы и существующие политические институты.

Айгуль Омурканова, доцент, кандидат филологических наук факультета международных отношений Кыргызско-Российского Славянского университета.





Поделиться ссылкой: