#1 Прогнозы в сфере образования на 2021 год: что изменилось и чего ждать

2020 год стал для нас одним из самых сложных на нашей памяти. Трудности в части адаптации к новым условиям есть, и какое-то время еще будут. Но начало 2021 года вселяет в нас оптимизм.

Как изменения отразятся на системе образования K-12 особенно в области технологий?

Мы обратились за экспертным мнением к ряду руководителей различных образовательных организаций, чтобы узнать, чего ждать в 2021 году.

Учителя станут влиятельными лицами в медиа

Учителя станут экспертами в своей области, создавая новые видеоуроки по предметам. Другие учителя будут ссылаться на них как на экспертов, рекомендовать их видеоматериалы к просмотру, и родители будут обращать на это внимание, чтобы помочь своим детям с учебой. То есть, здесь будет работать принцип социальных сетей: развитие личного бренда учителя по определенной тематике (предмету). Следует ждать того, что учителя будут жить в стиле геймерской платформы Twitch. Другой вопрос: как такой формат отразится на образовании?

В таком формате получить полноценную обратную связь тяжело. Четверть уроков с живыми видео будет геймифицирована, а половина всего времени, потраченного на просмотр видео, не факт, что будет проходить эффективно.

Записанные видео будут занимать все внимание учеников. Мы видим, что учителя записывают 2/3 уроков в формате видео, что позволяет им управлять соотношением «один ко многим», или донести информацию сразу многим ученикам вместо одного.

Видеоуроки станут превращаться в сериалы и будут разбиваться на предсказуемые эпизоды с вполне понятной формой подачи. Максимальная продолжительность видео будет зависеть от возраста учеников: 1 минута для первоклассников, 12 минут для старшеклассников.

В процессе проведения онлайн-уроков студентам будет разрешено отключать камеру, а учителю будет комфортно вести урок, когда ученики отключают звук. Учителя вполне спокойно будут относиться к тому, что ученики выключают камеры и к тому, что не видят их лиц. Ведь основная цель состоит в том, чтобы установить связь и вовлечь их в урок. Учителя сосредоточатся на том, чтобы выйти за рамки только своего аудиоприсутствия и будут насыщать свои видео активными элементами и визуальными эффектами.

Огромные лонгриды уйдут в прошлое. Мы увидим более частое использование изображений в видео для удержания внимания. Это важно для изучающих, к примеру, английский язык, а также для учащихся с особыми потребностями и детей с нарушениями внимания.

Джим Сафрански (Jim Szafranski), генеральный директор Prezi.

Проблемы конфиденциальности данных вызовут сильный интерес

Наряду с титаническими и, по большей части, успешными усилиями по объединению студентов и учителей в цифровом пространстве во время пандемии, прошедший год также принес истории о «зумомбировании», контроле и чрезмерном слежении за пользователями, утечках данных и не всегда честном доступе студентов к технологиям и их преимуществам. Эти события пролили свет на проблемы конфиденциальности, связанные с использованием образовательных данных и технологий.

В 2021 году мы ожидаем, что администраторы примут дополнительные меры по обеспечению безопасности в части данных учащихся, в том числе уделяя больше внимания управлению данными и мерам безопасности на всех этапах, в том числе и на переходных периодах — от детского сада к колледжу. Важно, чтобы эти усилия включали в себя действенные политики и практики защиты конфиденциальности данных, которые касаются сбора, хранения, совместного использования и использования данных учащимися, а также гарантируют учащимся равный доступ к приоритетным данным и технологиям.

Мы также ожидаем, что студенты и их семьи проявят больший интерес к пониманию того, какие данные о них собираются, как их данные используются и каковы их права на конфиденциальность, связанные со сбором и использованием этих данных. Школы и их сторонние поставщики образовательных технологий должны будут провести работу в части того, чтобы обеспечить большую прозрачность и заслужить доверие тех, с чьими данными они работают, четко и регулярно сообщая, когда, как и как долго используются данные. Более того, школы и поставщики должны выполнять свои обещания по защите данных и информации, которые ученики и семьи им доверили.

2020 год был трудным для образования, но при правильном применении извлеченные уроки могут укрепить защиту конфиденциальности данных учащихся по мере того, как мы приближаемся к году 2021-му.

Кэрри Кляйн (Carrie Klein), старший научный сотрудник, Молодежная и образовательная политика, Future of Privacy Forum.

STEMполучит большее признание

В 2021 году мы увидим, как студенты учатся тому, как эффективно получать знания в новых условиях. По мере того, как учащиеся продолжат обучение в режиме онлайн, им нужно будет сосредоточиться и на том, как помочь самим себе адаптироваться к обстоятельствам и проявить творческий подход, что позволит им сформировать другой стиль обучения, не похожий на тот, к которому они привыкли ранее.

Также будет больше ценится знание и грамотность в области применения STEM-подхода. Будь то оценка научных фактов о вирусах, понимание того, что нужно для создания вакцины в мире, понимание технологии, которая позволяет нам учиться в среде дистанционного обучения, или применение технического мышления для решения любой задачи. Единственный способ обеспечить укоренение STEM-грамотности в обществе — это раннее образование: чем раньше ребенок начинает учиться, тем лучше. Точно так же, как мы делаем упор на понимание прочитанного, нам нужно из года в год вводить концепции STEM на ранних этапах обучения. Я верю, что в следующем году мы увидим, что число молодых людей, участвующих в развитии STEM-подхода, увеличилось многократно.

Эрика Фессия (Erica Fessia), вице-президент по глобальным полевым операциям, FIRST.

Регионы будут бороться за устойчивость ИТ

Есть значительное количество семей, которые никогда бы не подумали о виртуальном обучении как форме получения образования, если бы не пандемия. Они обнаружили, что им понравился этот опыт, и они хотели бы продолжить обучение в Интернете в формате онлайн. Чтобы удовлетворить этот новый запрос, школам необходимо будет продолжить усиливать свои виртуальные учебные «академии» в 2021-2022 годах и все последующие годы.

Учителя экспериментировали с рядом новых технологических инструментов и ресурсов, когда они перешли на дистанционное обучение, и те инструменты, с применением которых они добились успеха, будут продолжать использоваться. Большее количество учителей внедрили системы управления обучением, чем ранее, к примеру, пользовались совсем мало, и их использование, вероятно, продолжится. Мы также видели некоторые пробелы и недостатки в доступности части инструментов для некоторых студентов, поэтому, вероятно, будем пересматривать некоторые из них и адаптировать иначе.

В то же время в этом году мы все устали от экранов, и в результате, вероятно, хотим меньше времени проводить за ними, особенно в периоды отдыха. Я определенно вижу, что устройства отходят на второй план, уступая место социальному интерактивному обучению, а технологии обучения — это в большей степени именно ресурс.

Многие школы были вовлечены в индивидуальные программы без систематического планирования, которое обычно должно предшествовать подобным инициативам. Школы по всей стране вложили сотни миллионов долларов в новые устройства для учащихся, но, часть из них не прошла специальное обучение или не разработала инфраструктуру Wi-Fi для работы с этими устройствами. Школы и политики, я полагаю, начнут бороться с устойчивой привычкой по регулярному приобретению устройств, поддержанию подписок и модернизировать школьную сеть, чтобы справиться с возросшей нагрузкой на устройства.

Марк Сэмберг (Mark Samberg), директор технологических программ Пятничного института образовательных инноваций Университета штата Северная Каролина.

Существующие инструменты будут использоваться эффективнее

Педагогам доступно множество ресурсов, которые превосходят их базовые потребности в обучении студентов, но учителям не хватает времени и подготовки, чтобы по-настоящему погрузиться в изучение современных технологических программ и программного обеспечения. Я считаю, что сейчас нужно максимально инвестировать в обучение и поддерживать инициативы, чтобы использовать возможности всех текущих программ. От G Suite for Education до Zoom и социальных сетей — возможности для повышения вовлеченности учащихся, управления классами и совместной работы безграничны; но учителям нужны модели, схемы для реализации этих инструментов, а администраторам в области IT следует сделать подборку сервисов и технических ресурсов для успешного применения в образовании и облегчения процесса обучения для педагогов.

Эйприл Уиллис (April Willis), директор по операциям и развитию бизнеса, Национальная ассоциация виртуальных учителей.

Поколение Ed Tech укореняется и процветает

Учителя никогда не сталкивались с такими острыми проблемами, которые накладывались на повседневные потребности преподавателя: эти уникальные обстоятельства обнажили некоторые критические неравенства и сломали границы традиционного образования. По мере нашего прогресса, усиливается внимание к тому, чтобы все дети имели доступ к образовательным технологиям, которые, надеюсь, принесут свои плоды. С точки зрения общего использования образовательных технологий, вполне вероятно, что учителя продолжат использовать некоторые инструменты, которые они применяли во время дистанционного обучения.

Что касается самих инструментов, то 2021 год должен стать годом расширения границ как с точки зрения справедливости, так и с точки зрения инноваций: мы видели, как инструменты могут подняться на вершину, когда они служат конкретной потребности — даже инструменты, не предназначенные специально для образования, например ZOOM. Возможно, это обширное поле ресурсов будет еще исследоваться. Кроме того, кажется возможным, что технологические компании могут вновь сфокусироваться на программах, которые выходят за рамки механического обучения и поощряют критическое мышление, творчество, опыт учащихся и актуальность, что помогает учащимся увидеть, как изучение основных предметов приобретает для них более важное значение, а не является простым средством, чтобы получить оценку и потом забыть весь материал.

В этой связи необходимо и впредь уделять внимание моделированию, инклюзии и расширению доступа к образовательным технологиям. Мы надеемся, что разработчики сохранят бдительность, чтобы все учащиеся могли и дальше пользоваться образовательными технологиями и эффективно использовать их с меньшими препятствиями. В конечном счете, есть оптимизм в отношении того, что через переменчивую почву, на которую мы наткнулись в этом году, разовьются еще и другие проекты на благо обучения наших детей.

Кристин Элгерсма (Christine Elgersma), старший редактор отдела социальных сетей и учебных ресурсов, Common Sense Education.

Доступная связь станет такой же важной, как и учебники

Если мы действительно считаем, что равный доступ к высококачественному образованию для школьников до 12 лет в стране — это право, а не привилегия, нам нужно начать инвестировать в технологическую инфраструктуру, необходимую для преодоления цифрового неравенства. У нас есть технологии. Нам просто нужно начать эффективно их использовать. Например, мы можем немедленно оборудовать простаивающие школьные автобусы несколькими точками доступа Wi-Fi и перегнать их в районы, где учащимся требуется широкополосное подключение. В качестве долгосрочного решения мы можем помочь школьным округам построить частные сотовые сети CBRS, которые позволят предоставлять интернет-услуги большинству, если не всем ученикам в их сообществах. Наконец, в тех областях, где это возможно, оптоволоконные сети могут продолжать расширяться, чтобы обслуживать большее количество нуждающихся людей.

Никто не сказал бы, что это справедливо — не говоря уже о том, что это разумно для экономического роста нашей страны — для некоторых из наших школьников до 12 лет иметь учебники по математике, естественным наукам или другие учебники, в то время как другие студенты остаются без них. Я предсказываю, что в 2021 году наша страна наконец осознает, что подключение к Интернету становится таким же важным для обучения студентов, как и их учебники, и что мы должны позаботиться о том, чтобы ни один учащийся больше не оказался без него.

Эрик Генрих (Erik Heinrich), руководитель отдела информационных технологий в сфере образования, CommScope и бывший директор по технологической инфраструктуре, Объединенный школьный округ Сан-Франциско.

Источник: TheJournal (www.thejournal.com) от 12 января 2021.
«Forever Changed: Education Predictions for 2021».
Автор: Дайан Шаффхаузер (Dian Schaffhauser), старший редактор образовательных изданий 1105 Media: THE Journal, Campus Technology и Spaces4Learning.

Интерпретация и перевод статьи подготовлены командой Russia Didac при поддержке программы «Финский Образовательный Марафон» и Ruspro Education.

Поделиться ссылкой: