Их деятельность запрещена во всех странах ОДКБ, кроме Кыргызстана. «На сегодняшний день определенная часть местных экспертов считают, что запрет Таблиги Джамаат в стране будет крайне неразумным. Так как для Кыргызстана оно не представляет никакой угрозы, а наоборот в идеологическом плане противостоит ваххабитским и салафитским течениям, а также Хизб ут-Тахрир (постановлением Верховного суда от 20 августа 2003 года признана экстремистской организацией, прим.ред.)», – отмечает в своей статье Роза Дуйшеева, кандидат политических наук, участник Школы аналитики CABAR.asia.
Краткий обзор статьи:
- На территории Кыргызстана первые миссионеры Таблиги Джамаат появились в начале 1990-х годов;
- Если исходить из идеологических составляющих деятельности Таблиги Джамаат, то на первый взгляд движение выглядит весьма аполитичным;
- Во всех странах ОДКБ, а также те страны, которые присоединились к Конвенции ШОС по противодействию экстремизму, движение Таблиги Джамаат было признано вне закона, кроме Кыргызстана;
- По мнению кыргызстанских экспертов, Таблиги Джамаат, как распространитель ханафитского мазхаба, сегодня является чуть ли не единственным мощным противовесом радикальным салафитским течениям.
В связи с резким ростом религиозности населения республики деятельность религиозного движения «Таблиги Джамаат» вызывает большой интерес среди экспертов и научных исследователей. В данной статье проанализированы основные взгляды и оценки международных и отечественных экспертов, религиоведов и исследователей в отношении деятельности данного движения.
Движение “Таблиги Джамаат”[1] основано в 20-х годах прошлого века в Индии. Основателем является Мухаммад Ильяс Кандехлеви. С тех пор Таблиги Джамаат распространился по всему миру и сейчас присутствует почти во всех странах. Главными центрами движения являются Индия, Пакистан и Бангладеш. На сегодняшний день представители Таблиги Джамаат работают в 150 странах, а их офисы имеются в 120 государствах. Таблиги Джамаат превратилось в международное движение, которое со временем активно занялось распространением ислама и обращением к мусульманам вне зависимости от их социального и экономического статуса, оживляя религию среди народов, традиционно исповедующих ислам. К концу 60-х годов прошлого века его представители действовали уже в большинстве стран Западной Европы, Северной Америки, Азии, в некоторых арабских и североафриканских странах – преимущественно там, где осела южноазиатская диаспора. К 1990 году отделения Таблиги Джамаат существовали уже в 90 государствах[2].
Вместе с тем на территории Кыргызстана первые дааватчи, т.е. миссионеры Таблиги Джамаат появились в начале 90-х годов XX века[3] и начали вести пропагандистскую деятельность. В настоящее время Кыргызстан стал одним из крупных центров Таблиги Джамаат. Численность “таблиговцев” с каждым годом все увеличивается, основную массу которой занимает молодежь. Также наблюдается, что их состав дополняют студенты, преподаватели и предприниматели.
Согласно результатам социологического исследования: «Влияние религиозных факторов на социально-политическую ситуацию в Кыргызской Республике», проведенного по заказу Государственной комиссией по делам религии КР, на сегодня самой активной общиной является Таблиги Джамаат (64,5% (759) из 1200 опрошенных)[4]. Следует отметить, что ни одно другое массовое мусульманское движение в Кыргызстане не может сравниться по размаху деятельности с Таблиги Джамаат.
На сегодняшний день деятельность данной организации периодически обсуждается в кыргызстанском обществе, в частности, в стенах Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, в экспертных и религиозных кругах. Однако общественное мнение и оценка деятельности Таблиги Джамаат носят весьма неоднозначный характер.
Аполитичен ли Таблиги Джамаат?
Активный рост религиозности населения страны в некоторой степени начал способствовать формированию элементов политизации религии, который в определенных условиях мог способствовать повышению рисков радикализации и экстремизму. B стране появились некоторые элементы политизации, которые проявляются в попытках вмешательства некоторых религиозных деятелей и организаций в политический процесс. В связи с этим вопрос аполитичности движения Таблиги Джамаат занимает центральное место в изучении его деятельности.
Если исходить из идеологических составляющих деятельности Таблиги Джамаат, то на первый взгляд, движение выглядит весьма аполитичным. Такое утверждение является распространенным как среди рядовых верующих мусульман, так и внутри экспертного сообщества.
Известный французский исламовед, профессор Оливер Руа считает «Таблиги Джамаат» совершенно аполитичной и законопослушной организацией[5].
Эксперты Государственной комиссии по делам религий Кыргызской Республики (ГКДР КР) также отмечают, что «Таблиги Джамаат» – аполитичное религиозное движение. Положительная черта данного движения заключается в том, что деятельность данного движения не носит радикальный или экстремистский характер, а является пацифистской (мирной)[6].
Специалист в области религиозной безопасности Эмиль Насритдинов отмечает, что в Кыргызстане принцип невмешательства в политику является важной частью “дааватческой” практики. Учитывая, что кыргызское общество в целом очень политизировано, в данной связи лидеры движения Таблиги Джамаат делают на этом принципе особое ударение. Каждый джамаат (мусульманская община) перед выходом на даават (проповедь) получает как минимум часовую инструкцию, включающую напоминание о невмешательстве в политику[7].
Однако, как отмечает российский политолог и независимый исследователь Е. Егоров, что в долгосрочном плане влияние данного движения на религиозно-политическую ситуацию нельзя недооценивать. Именно демократическая система управления и простой язык проповедей привлекают в организацию все слои населения. Движение демонстративно отказывается от участия в политике, но есть основания полагать, что стратегические цели его деятельности связаны именно с политикой и властью[8].
Существует мнения о том, что движение не призывает изменить общественный строй или строить халифат. Однако исследовавший деятельность этой организации, эксперт К. Мурзахалилов, отмечает о навязывании своих требований данной организацией, утверждая, что принимаемые решения на машфаре (собрание) распространяются сторонникам и защитникам Таблиги Джамаат по всему миру, где их на местах подгоняют лидеры дааватистов под наши законы и менталитет.
Между тем ГКДР отмечает, что в отношении проблемных вопросов их деятельности ведется активная работа по регулированию и упорядочению процесса даават.
Безусловно работа по регулированию религиозной сферы общества, которая началась с момента принятия Концепции государственной пoлитики в религиoзнoй сфeрe и плана мероприятий по ее реализации, способствовала активным профилактическим мeрам по прeдупреждeнию данного процесса и ограничению деятельности пo пoлитизации религии. Разрабатываются и реализуютcя мерoприятия и долгосрочные прoцессы, направленные на повышение светских и знаний по религии населения, мониторинг и анализ ситуации, подготовки нового поколения духовенства, осознающих важность обеспечения свободы вероисповедания в рамках светского государства, и необходимости профилактики распространения радикализма для стабильного развития общества и государства.
Однако данные процессы требуют особого внимания со стороны государства, гражданского общества и духовенства. Только постоянная совместная работа способна на долгосрочный период направить в правильное русло и стабилизировать ситуацию.
Запрет или контроль?
Возможно вопрос о Таблиги Джамаат не стоял бы так остро, если бы Кыргызстан на сегодняшний день не являлся единственной страной в Центральной Азии, где это движение ещё не считается экстремистским и запрещенным. Существует рекомендация Организации догoвора о коллективной безопасности (ОДКБ) о запрете Таблиги Джамаат, принятая и Россией и другими государствами Центральной Азии, кроме Кыргызстана. До сих пор министерствo внутренних дел Кыргызской Республики и Государственная комиссия по делам религий стояли на позиции, что у них нет оснований считать Таблиги Джамаат экстремистской организацией.
Однако депутат ЖК КР Исхак Масалиев в отношении Таблиги Джамаат поднимает вопрос о несоблюдении единых принципов Конвенции ШОС по противодействию экстремизму со стороны Кыргызстана. По его мнению, в соответствии с конвенцией ШОС Кыргызстан должен признать Таблиги Джамаат незаконной. В конвенции ШОС утверждается, что все члены-государства преследуют единые принципы. Следовательно, в некоторых странах, которые присоединились к этой конвенции, Таблиги Джамаат была признана вне закона. Соответственно и наша республика должна сделать ее вне закона и признать незаконной[10].
Официальная власть Кыргызстана в 2009 году пыталась объявить Таблиги Джамаат экстремистской организацией. Так, 3-февраля 2009 году в Первомайский районный суд г. Бишкека поступило заявление от Генеральной прокуратуры Кыргызстана о признании движения экстремистским. Однако оно было отозвано для более глубокого изучения его деятельности. К таким скептическим отношениям государственных органов поставило точку методическое пособие: «Государственная политика в сфере религии и основные религиозные течения в Кыргызстане»[11] выпущенное в 2015 г. Государственной комиссией по делам религий. В данном пособии четко указано, что движение не представляет угрозу для безопасности страны[12].
Как заявил заместитель председателя Государственного комитета национальной безопасности Кыргызской Республики Асылбек Кожобеков, организация находится под контролем спецслужб и никакой угрозы не представляет[13]. Следует отметить, что альтернативный способ осуществляется в США и европейских странах, где спецслужбы за ней пристально наблюдают. На сегодняшний день определенная часть местных экспертов считают, что запрет Таблиги Джамаат в стране будет крайне неразумным. Так как для Кыргызстана оно не представляет никакой угрозы, а наоборот в идеологическом плане противостоит ваххабитским и салафитским течениям, а также Хизб ут-Тахрир.
Так, Эмиль Насритдинов отмечает, что на сегодняшний день именно «дааватчики» являются главным барьером, останавливающим распространение идей и практик салафизма в Кыргызстане. В большинстве случаев этот эффект работает на уровне профилактики: так как группы дааватчиков более открыты и доступны для общества[14].
По мнению Кадыра Маликова, запретить Таблиги Джамаат – это “самоубийство” для правительства Кыргызской Республики, потому что это движение является сегодня чуть ли не единственным мощным противовесом радикальным салафитским течениям, и что, запретив даават, правительство останется “один на один с волками”. Сегодня правительство не может себе этого позволить, так как своя религиозная база в стране практически отсутствует[15].
На современном этапе государственные органы Кыргызстана также уверены, что они не в силах справиться с движением, если в случае запрета оно уйдет в подполье. Контролировать деятельность подпольных организаций намного сложнее, так как требует наличие профессиональных органов охраны правопорядка и определенной воли руководства страны.
Кроме того, в условиях отсутствия государственной идеологии, а также в условиях экономической нестабильности, слабости государственной системы в целом, власти надеются, что движение Таблиги Джамаат как распространитель ханафитского мазхаба, призывающий к терпению, способен отвлечь народ от недовольства властью и социальных проблем, направив его внимание в религиозное русло. Такая тактика в краткосрочной перспективе может быть успешной. Однако в долгосрочной перспективе, возможно, станет причиной дестабилизации общества. Так как деятельность Таблиги Джамаат направлена на исламизацию широких масс населения. В связи с этим органы государственной власти должны ввести ограничения и активизировать контроль за деятельностью «даавата» и «дааватчы», а также необходимо усилить взаимодействие государства и гражданского общества по регулированию религиозной ситуации в процессе реализации Концепции государственной политики в религиозной сфере на 2014-2020 годы.
[1] «Таблиг» буквально означает «передавать», т.е. передавать людям послание об исламе. Представители движения ТДж обосновывает свое существование через множество ссылок на Священный Коран.
[2] Комиссина И. Н. Движение “Таблиги джамаат”: теория и практика радикализма. Проблемы национальной стратегии №1 (6). 2011. С. 46.
[3] Козукулов Т.А., Хамдамова Д.Х. Краткий анализ влияния Таблиги Джамаат на общественно-политическую жизнь Кыргызстана. Проблемы современной науки и образования. 2016. https://cyberleninka.ru/article/n/kratkiy-analiz-vliyaniya-deyatelnosti-tabligi-dzhamaat-na-obschestvenno-politicheskuyu-zhizn-kyrgyzstana
[4] Элебаева А.Б., Эсенаманова Н.С. Влияние религиозных факторов на социально-политическую ситуацию в Кыргызской Республике. Социологическое исследование. ГКДР. Бишкек, 2016. С. 173.
[5] Le Monde Diplomatique. 2002. May 15 – https://mondediplo.com/2002/05/02islam
[6] Чотаев З.Д., Турсунбеков З.А., Жумакунов Э.М., Сманова Н.Т., Гайббаева А.Т. Государственная политика в религиозной сфере и основные религиозные течения в кыргызстане. Методическое пособие. Бишкек, ГКДР, 2015. С. 35.
[7] Э. Насритдинов, Н. Эсенаманова. “Религиозная безопасность в Кыргызской Республике”. Бишкек, 2014. С. 48.
[8] Егоров Е.Н. “Таблиги Джамаат”: идеология и специфика деятельности. Исламоведение. 2016. Т.7. №3. С.5.
[9] «Таблиги Джамаат». Что это за религиозная организация? https://rus.azattyk.org/a/kyrgyzstan-religion-islam/29501707.html
[10] Масалиев: Кыргызстан в соответствии с конвенцией ШОС должен будет признать «Таблиги джамаат» вне закона. Сентябрь 12, 2018. https://rus.azattyk.org/a/29486113.html
[11] Чотаев З.Д., Турсунбеков З.А., Жумакунов Э.М., Сманова Н.Т., Гайббаева А.Т. Государственная политика в религиозной сфере и основные религиозные течения в кыргызстане. Методическое пособие. Бишкек, ГКДР, 2015. С. 90.
[12] Там же. С. 36.
[13] ГКНБ: «Таблиги джамаат» пока не несет угрозу. Сентябрь 12, 2018. https://rus.azattyk.org/a/29485859.html
[14] Э. Насритдинов, Н. Эсенаманова. “Религиозная безопасность в Кыргызской Республике”. Бишкек, 2014. С. 49.
[15] Там же. С. 44-45.
Источник: Cabar.Asia