«Быть матерью мусульманина»: об исламофобии

О материнстве в смутные времена. Жизнь под страхом. В произведении автор анализирует возможности и ограничения в воспитании мусульманских детей в условиях индийского общества. Для того, чтобы подготовить книгу и поделиться с читателями историями и выводами, писательница в течение года побеседовала со 145 семьями из 12 городов Индии.

В качестве одного из ярких примеров развития исламофобии в школах и колледжах, Назия Эрум приводит ситуацию в одной из школ Бхопала. Там ученикам было предложено на выбор изучать санскрит или урду в качестве третьего языка. Учеников одного класса предполагалось разделять только во время этих уроков на третьем языке, после чего они должны были вернуться в свой смешанный класс. Появилась закономерность: ученики из мусульманских семей выбирали для изучения урду, а из индуистских – санскрит.

В итоге школа изменила схему распределения по классам: все дети, выбирающие урду, были помещены в один коллектив, а дети, выбирающие санскрит, – в другой. Сегрегация проводилась по языковому признаку, но вскоре проявились стереотипы. На учеников, изучающих урду, смотрели свысока, все “звездные” учителя школы были назначены в санскритскую секцию. Началась дискриминация детей не только по лингвистическому, но и по религиозному принципу.

Картинки по запросу nazia erum mothering a muslim

Назия Эрум – автор книги “Быть матерью мусульманина” / Источник: thewire.in

В книге ясно показывается, что исламофобия выходит далеко за рамки кровавых событий истории и современности – она присутствует в повседневной жизни. «Быть матерью мусульманина» фокусируется на обнажении исламофобии, свирепствующей в школах и на детских площадках “хороших”, “элитных” районов по всей стране. Автор делает акцент на мусульманских семьях среднего и высшего класса, чтобы показать, что среди зажиточных индийских семей существует серьезное недопонимание в отношении насилия, совершаемого против мусульман. Речь идет о мифическом убеждении, что насилие и ненависть к мусульманам распространены только среди социально и экономически отсталого населения.

Эрум опрашивала мусульманских женщин из разных слоев общества, например директора школы, гинеколога в никабе, пловчиху районного уровня и защитницу гражданских прав.

Несколько женщин, опрошенных писательницей, вспомнили случаи, когда их дети подвергались травле в школах и на улице. Их называли «пакистанцами», их спрашивали, к кому они принадлежат – к «ИГИЛ» или «Аль-Каиде» (Организации, запрещённые в Кыргызстане – PreventionKG). Про них говорили «не связывайся с ним, он взорвет твой дом». Более того, даже когда детям удавалось дружить, многих ребят из мусульманских семей не приглашали на дни рождения, потому что родители были против того, чтобы их чада «болтались с этими людьми».

Похожее изображение

Постепенно стереотипы в отношении мусульман в Индии могут вылиться в возникновение исламофобии / Источник: theprint.in

Опрошенные матери отмечают, что такого рода заявления участились после выборов 2014 года, и ненависть к мусульманам становится всё более очевидной и непримиримой.

Эрум утверждает, что исламофобия пустила глубокие корни даже среди самых образованных слоёв. Она убеждена, что нужно срочно предпринимать меры, чтобы помирить обе стороны. Потому что те же дети, используя на первый взгляд безобидные заявления, чтобы напомнить мусульманским детям об их идентичности, будут расти и, возможно, дойдут в своей нетерпимости до фанатизма, будут голосовать за тех, кто поощряет и оправдывает этот фанатизм. «Истории детей, обижающих сверстников по религиозному принципу, в значительной степени говорят не только о политической обстановке, в которой мы находимся, но и о том, какие установки они слышат в кругу семьи или от учителей», – говорит Назия Эрум.

Писательница обращает внимание и на то, как разжигают межрелигиозную ненависть индийские СМИ: «Все эти шоу идут во время ужинов, затем громко обсуждаются в гостиных, и ненависть просачивается в пространство, где её не должно быть. Дети окружены слепым фанатизмом, которого они даже не понимают; учителя и родители не делают ничего, чтобы сгладить ситуацию».

В рамках своего исследования Назия Эрум связалась со многими школами, и только в одной из них действительно реагируют на жалобы родителей-мусульман по поводу травли их детей. «Быть матерью мусульманина» показывает нам, что насилие и отторжение – это не то, что происходит откуда ни возьмись. Нетерпимость воспитывается, поощряется и увековечивается посредством казалось бы незначительных повседневных действий, которые на первый взгляд кажутся невинными и безвредными.

«Исламофобия настолько глубоко укоренилась, что страх в самих мусульманах трансформируется в самоцензуру», – говорит Эрум. Так одна женщина сказала, что предупредила своего ребенка о том, чтобы он не шутил в аэропорту. Другая запретила своему сыну играть в видеоигры, потому что она слышала, как его друг говорил ему, что он хорошо стреляет. Некоторые родители отговаривают своих детей слишком часто носить тюбетейки за пределами дома и играть в куртах (длинная мусульманская рубаха, которую носят вместе с шароварами). Подобные решения не появились из воздуха; они являются продуктом фанатизма, который заставил мусульман измениться в попытке вписаться в общество. Таким образом, их идентичность перестаёт принадлежать им.

Радикализация молодежи (а в некоторых случаях и взрослых) по-прежнему вызывает страх, и постоянно предпринимаются шаги для того, чтобы впечатлительные люди не были втянуты в религиозный фундаментализм. В то время как фундаментализм существует и в хиндутве(философия индуистского национализма), мусульманский фундаментализм продолжает рассматриваться как правило, а не исключение, что затрудняет умеренным мусульманам жизнь. Они начинают опасаться выглядеть «слишком набожными», «слишком мусульманскими».

Источник: Исламосфера

Поделиться ссылкой: