Первый курултай советских мусульман в Ташкенте. Формально официальная история Духовного управления мусульман Кыргызстана началась с курултая в Ташкенте, в 1943 году, когда мусульманские лидеры, собравшись на первый свой форум, решили создать Среднеазиатское духовное управление мусульман (САДУМ).
Доктор исторических наук Айдар Хабутдинов в своей научной монографии «К 70-летию Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана» вспоминает, что все началось с пятничной молитвы 27 июня 1941 года, когда советские мусульмане безо всякого призыва и принуждения пришли к закрытым мечетям на пятничную молитву.
«Эта была старая еще незабытая традиция — сразу в первую же пятницу после нашествия врага на страну читать благословляющие хутбы и молитвы «во здравие и победы падишаха страны» (падишахом, естественно, был назван Сталин) и с мольбой к Аллаху послать «погибель на голову врага», — так описывает эту историю доктор исторических наук Хабутдинов со ссылкой на дневниковые записи одно из старейших работников САДУМ Нодирхана домла. Этот случай описан и в многочисленных документах советских органов, в том числе в рапортах НКВД.
В самом начале 1943 года ташкентский имам Эшон Бабахан обратился к советским мусульманам с призывом к объединению. Он вместе с другими богословами Абдураззак Эшон Мухаммад Алымовым, Акрамханом Тазихановым, Мулла Садык Исламовым через председателя президиума Верховного Совета Узбекской СССР Юлдаша Ахунбабаева в июле 1943 года обратился к центральным властям в Москве с просьбой о создании Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана по принципу Центрального духовного управления мусульман, объединившего мусульман центральной части России, Татарстана и Башкирии.
В Кремле инициативу поддержали и даже вызвали в Москву Эшона Бабахана. Доктор исторических наук Хабутдинов пишет, что согласно преданию, судьбоносная встреча Сталина и инициатора создания САДУМ состоялась в июле 1943 года, и якобы вождь всех народов сам предложил созвать курултай и сформировать духовное управление.
А вот как описывает эту встречу дочь имама Софияхон Бабаханова: «Вскоре после получения согласия центра на открытие Духовного управления отец и брат собрались для поездки в Москву. В те времена Москва казалась нам очень далекой. Гражданской авиации не было, автомобильные дороги были разбиты, оставался только железнодорожный транспорт. Только в одну сторону поездом нужно было ехать около шести суток. В Москве на приеме у И. В. Сталина был только мой отец. По приезде он рассказывал, что беседа проходила через переводчика в кабинете И. В. Сталина. Он уважительно и доброжелательно расспрашивал о настроении мусульман, об их жизни, предложил собрать Курултай мусульман, образовать Духовное управление, призвать мусульман оказать помощь фронту и решительно вести борьбу против захватчиков. Отца угощали чаем и виноградом, он заметил, что кабинет вождя народов был обставлен очень скромно».
Советские власти в течение трех дней вернули конфискованный в 1928 году отцовский дом имама по адресу: Ташкент, улица Хамза, 59 в знаменитой махалле «Хазрати Имама», где и разместиться потом САДУМ.
После одобрения властей был создан комитет по подготовке первого курултая советских мусульман, в которой вошли известные богословы всех пяти среднеазиатских республик, а также авторитетные имамы из Москвы и Казани.
В течение августа и сентября члены подготовительного комитета ездили по регионам, чтобы разъяснить цели, создаваемого Духовного управления мусульман Средней Азии. Благодаря усилиям инициаторов с 15 по 20 октября 1943 года в доме имама Эшона Бабахана прошел первый курултай советских мусульман.
Как вспоминает дочь имама, его отец со слезами на глазах встречал всех делегатов. Для обслуживания гостей были привлечены все родственники имама и откликнулись соседи. В течение нескольких дней известный мастер по приготовлению плова Азиз со своим помощником Файзи кормили гостей. По итогам первого курултая руководители национальных делегаций были назначены первыми казы в бывших советских республиках Средней Азии, а первым муфтием Средней Азии и Казахстана был избран имам Эшон Бабахан. Его потомки вплоть до 1989 года управляли САДУМ.
Начало дезинтеграционных процессов в исламском сообществе СССР, по мнению иследователя Канатбека Мурзахалилова, можно датировать 4 февраля 1989 года. В этот день видные духовные лидеры и богословы Узбекистана и Таджикистана собрались у административного здания САДУМ — медресе «Барак-хана», объявили о начале Чрезвычайного всеобщего собрания мусульман и в ультимативной форме потребовали смещения председателя САДУМ муфтия Шамсиддинхана Бабаханова.
С 1987 по 1990 год казыятом мусульман Кыргызстана руководил Садыкжан кары Камалов. В 1990 году правление САДУМ было вынуждено сместить его с занимаемого поста «за придержание к конфессиональным взглядам, противоречащим традиционным нормам мусульман Средней Азии»; на смену ему пришел Кимсанбай ажы Абдрахманов. Через три года САДУМ распалось на национальные духовные управления мусульман, попавшие под контроль властей новых независимых республик Центральной Азии. С 1991 года казыят мусульман Кыргызстана формально функционировал самостоятельно, однако в духовных делах, как и прежде, руководящую роль осуществлял Ташкентский муфтият.
В августе 1993 года Министерством юстиции КР был зарегистрирован устав казыята мусульман Кыргызстана как одной из структур САДУМ, а 17 сентября 1993 года — устав ДУМК , то есть самостоятельной религиозной организации. Возглавил ДУМК муфтий Кимсанбай ажы Абдрахманов, бывший казы мусульман КР.
26 декабря 1996 года состоялся I курултай мусульман Кыргызстана; в его работе приняли участие 420 из 470 избранных делегатов. Курултай утвердил новый устав ДУМК и избрал Совет улемов (выборный руководящий орган ДУМК из 25 человек); кроме того, была создана Центральная ревизионная комиссия (из 5 человек). В основе формирования Совета улемов лежала идея объединения всех мусульман Республики в единую общину.
По мнению эксперта Канатбека Мурзахалилова, с начала возрождения ислама в Кыргызстане прошло около 30 лет. Однако отношения, сложившиеся в этот период между государством и исламом, еще далеки от оптимальных, власти пока не могут определиться с моделью сотрудничества с религиозными организациями в целом. Ситуация усугубляется непрерывной конфронтацией духовных элит за сферы влияния, попытками различных групп монополизировать хадж и контролировать финансовые источники в ДУМК, слабым привлечением профессионалов в Совет улемов, а также нежеланием модернизировать и реформировать исламское образование. Кстати, за годы независимости в Духовном управлении мусульман КР сменились 10 муфтиев.
Азизбек Джаналиев, Алмаз Исманов
При подготовке материала использованы исследование Канатбека Мурзахалилова «Проблемы становления мусульманской общины в Кыргызстане, 1991-2013″; «Жизнь муфтиев Бабахановых: служение возрождению Ислама в Советском Союзе», Усманходжаев, Нижний Новгород: ИД «Медина», а также открытые данные с официального сайта ДУМК КР.
Архивные фотографии www.idmedina.ru