При советской власти в Кыргызстане значительно пошатнулись позиции мусульманства и православия. А за несколько лет до распада СССР исламское духовенство уже не смогло смягчить противоречия в мусульманской общине и предотвратить межэтнические столкновения.
Так, в 1989 году между кыргызами и таджиками произошли инциденты на почве распределения земель (близ села Уч-Добо до сих пор сохраняется около 70 спорных участков). В 1990-м в Ошской области обострились отношения между кыргызами и узбеками, завершившиеся их массовыми столкновениями. И в обоих случаях официальное исламское духовенство оказалось не в состоянии сыграть роль миротворца и способствовать нормализации обстановки.
В отличие от институционального мусульманства народный ислам, связанный с повседневной жизнью, сохранил в кыргызском обществе большое значение. На протяжении всего советского периода он выступал как средство самоидентификации и как часть народного образа жизни, оставался одним из важнейших факторов на бытовом уровне. Однако в масштабах всего кыргызского общества, где сохранялось доминирование родоплеменных структур, он играл весьма скромную роль.
Автор: Александр Крылов, доктор исторических наук, Россия