Как известно, муфтият является самой большой централизованной религиозной организацией в Кыргызстане координирующей и управляющей объединением различных мусульманских учреждений в стране.
На сегодняшний день в структуре муфтията имеются более 2500 мечетей (количество которых с 1991 года увеличилось почти в 70 раз), девять казыятов, 10 высших религиозных учебных заведений (из них 1 университет), более 90 медресе, около 70 фондов, центров и объединений ислама. При этом, наибольшее количество мечетей приходится на юг страны.
Число духовных служителей (имамы, мударисы) подчиняющих муфтияту составляет более 6 тыс. человек. За каждым имамом стоит жаамат от 200 до 10 000 человек. То есть, реальные ресурсы Духовного управления мусульман огромны, и никакая политическая партия не смогла бы собрать такое количество народа, какое собирает муфтият на пятничную молитву или праздничные намазы.
Но, к сожалению, муфтият являясь «оболочкой» мусульманского сообщества в стране, на уровне местных общин пока не прилагает достаточного усилия по концентрации различных религиозных групп вокруг себя.
Наоборот, в обществе нарастает влияние деструктивных групп и организаций, отрицательно относящихся к общественно-политическому строю и официальному духовенству.
Зачастую, недостаточное активность руководителей духовенства и ненадлежащий взаимосвязь с верующими усиливает апелляционные настроения.
Скрыто — латентная конфронтация между лидерами, внешне не невидимое соперничество за должность муфтия мусульман Кыргызстана препятствует объединению всего потенциала исламского сообщества в стране (с 1991 по 2019 годы сменились 14 муфтиев).
Полностью исследование читайте по ссылке.
Канатбек Мурзахалилов, экс-заместитель директора Государственной комиссии по делам религий КР, эксперт по вопросам религии и безопасности