«Я надеюсь, мы не скатимся в средневековье»

О литературе, как ей увлечь современное поколение, о новом пандемийном мире, молодежных проблемах, исламизации, борьбе с мракобесием, о российском и западном влиянии на умы узбекистанских парней и девушек , PlovPress поговорили с самым известным ташкентским поэтом Бахом Ахмедовым. Бах Ахмедов, прозаик, переводчик, кандидат физико-математических наук, член Союза писателей Узбекистана, лауреат нескольких международных поэтических конкурсов, среди которых – «Пушкин в Британии» (2007).

Бах, что у вас сейчас нового в творчестве?

 Я периодически пишу стихи, прозу – почти перестал. Литературных вечеров в Ташкенте по известным причинам мы давно не проводили. Мой крайний, как говорят, сборник «Шепот» вышел 2 года назад. Следующий сборник пока только в планах, и я еще не приступал к активной работе над ним. Сейчас всех волнует одна тема, что дальше будет происходить в мире. Пандемия влечет за собой много последствий. Сегодня идет коренная переломка ценностей. Скажу честно, в прошлом году все это вгоняло меня, как наверное и многих других, в депрессию. Я написал несколько стихотворений на эту тему, и они достаточно минорные. Правда, недавно я вакцинировался и немного успокоился, хотя знаю, что и это не дает 100-й гарантии защиты от вируса. Но ведь волнуешься не столько за себя, сколько за своих близких, а с этим волнением справиться намного сложнее. Сейчас люди как-то вроде бы привыкли: то ли успокоились, то ли более философски стали смотреть на происходящее.

Вам не хватает живого общения с читателями?

Конечно, скучаем по живому общению, оно приятнее. Раньше мы часто проводили литературные вечера, встречи, семинары, ходили на выставки. А теперь все приостановилось. Мы между собой общаемся в онлайне: соцсети, месенджеры это позволяют. А вот с публикой контакта очень мало. В этом году, 21 марта во Всемирный день поэзии был поэтический марафон — в Зуме поэты из разных стран мира читали по одному или два стихотворения на разных языках. Меня тоже пригласили к участию в такой необычной акции. Мне кажется, получилась интересная инициатива.

На ваш взгляд, молодое поколение сегодня интересуются литературой?

Мне трудно оценить картину в целом, потому что я в основном общаюсь с пишущими молодыми людьми. Мне кажется, что молодежь сейчас больше интересуется литературой современной, динамичной, захватывающей, с элементами экшена или написанной в жанре фэнтези. При этом часть молодежи считает, что необязательно читать классику, это скучно, что и без нее можно прекрасно прожить. Как же можно не читать Толстого? – спрашиваешь их. Они отвечают – ну, Пушкин не читал Толстого, Шекспир его тоже не читал – и ничего. Есть заядлые книгочеи, их, наверное, не много. Есть и те, кто читает от случая к случаю. Наша молодежь очень разная.

А что нынче модно читать?

Сложно сказать, потому что мода тоже меняется постоянно. Например, мне очень симпатичен такой известный и «модный» японский автор, как Харуки Мураками, и моя младшая дочка-студентка, учащаяся за границей, его тоже читает.

Сейчас читаю роман «Элегантность ежика» французской писательницы Мюриель Барбери. Насколько я понимаю, он тоже популярен среди молодежи и считается бестселлером – динамичный, но при этом не поверхностный, стоит почитать.

Кроме того, на слуху такие имена современных писателей, как Мишель Уэльбек, Джулиан Барнс, Марио Варгас Льоса, Донна Тарт и многие другие. Из российских авторов я бы в первую очередь назвал Евгения Водолазкина и его замечательный роман «Лавр». Это очень интересный писатель. Что касается поэзии, то хороших молодых поэтов сейчас очень много, и всех не перечислишь. Но, наверное, наиболее раскрученный и популярный в России поэт – Вера Полозкова, хотя отношение к ней у многих любителей литературы неоднозначное.

Чем писатели могут заинтересовать молодежь, как или о чем они должны писать, чтобы современное поколение читало их произведения?

Авторам надо стараться писать честно и интересно, чтобы молодежь видела, что к ней не пытаются подольститься. Конечно, желательно знать, чем живет и дышит молодежь, но это не всегда просто. Люди разных поколений выросли на разных фильмах, книгах, может даже говорят на разных языках, но мы должны искать точки соприкосновения.

А что-то объединяющее, какая-то общая идея есть у современной молодежи?

Думаю, что нет. У каждого свой стиль жизни, и это помогает молодежи больше чувствовать себя свободной от общего авторитета, который мог бы довлеть над ней. Сейчас у нас идут поиски национальной идеи, но вопрос в том, к чему это приведет.

Например, меня неприятно удивила недавняя новость о том, что ректор нашего исламского университета вместе со своими сотрудниками совершил рейд по книжным магазинам города, чтобы проверить соответствуют ли продаваемые книги исламской культуре.

В частности, ректор заявил, что книги с репродукциями Рембрандта и Леонардо да Винчи не соответствуют нашему менталитету и их надо изъять. Полная дикость и абсурд. Тогда, если быть последовательным, надо закрыть все музеи, убрать из города все скульптуры, потому что любые изображения людей тоже запрещены исламом. Боюсь, что это только начало, и у нас скоро может реализоваться сценарий, который так ярко и впечатляюще описал в своем знаменитом романе-антиутопии «451 градус по Фаренгейту» Рэй Брэдбери. Это, конечно, очень печально.

Как можно бороться с мракобесием?

Не молчать. Высказывать свою позицию. Если мы будем молчать, то темные силы, скажем так, будут расширять свою территорию. Они же расползаются постепенно, захватывая культурное пространство понемногу. И в один отнюдь не прекрасный день их станет так много, что мы уже не сможем противостоять.

Современная молодежь более свободна, в отличие от других поколений, как вы считаете?

Это зависит от менталитета, раньше мы так не говорили, а сейчас вынуждены. Если брать узбекскую молодежь – это одно, европеизированную – другое. Мне кажется, сейчас сильное влияние на молодежь оказывают религиозные деятели. Например, почему в городе появилось столько девушек, которые заворачиваются в хиджабы?

Исламизация может нести что-то положительное?

Разумеется, ислам – мирная религия. И стремление людей вернуться к его истокам мне понятно. Но боюсь, что далеко не все из этих людей знают его основы. Многие, наверное, даже Коран не открывали, но слушают, что им внушают радикально настроенные люди. Это меня очень тревожит.

Мне кажется, нашему государству надо определиться: или мы светское государство, тогда религия отдельно, а светская культура (в том числе литература) – отдельно; или мы выбираем другой путь, потому что исламское государство – это совсем иной расклад.

Если мы потеряем светскость, то большая часть населения Узбекистана уедет за рубеж, потому что в исламской республике смогут жить только те, кого такой образ жизни будет полностью устраивать.

Откуда эти тенденции радикализации, исламизации молодежи?

От идеи вернуться к истокам, религии, как они говорят. Но, к сожалению, это порой принимает крайние формы, что пугает. Наша власть не должна закрывала на это глаза.

А соцсети не инструмент в руках разных манипуляторов?

Это сильный инструмент воздействия. Сейчас уже появилось целое поколение, которое родилось с соцсетями и выросло на них. Они как любое явление имеют свои положительные и отрицательные стороны. Положительная сторона – люди могут больше и чаще общаться между собой. Но это общение – в виртуальном формате. Как однажды заметила моя дочка, сейчас уже никто никому не звонит, только пишут в мессенджеры. Но соцсети могут оказаться и очень опасными. Помните, несколько лет назад в сетях «гуляла» игра «Синий кит», где подростков склоняли к суициду, и, к сожалению, небезуспешно: были жертвы. Или в соцсетях иногда молодежь агитируют записываться в какие-то секты или пропагандируют какие-то террористические идеи. Иногда я читаю комменты в Фейсбуке, которые пишет молодежь, и становится страшно, что среди молодых столько агрессивных и радикально настроенных людей, поддерживающих тотальную исламизацию всех сфер жизни.

Они абсолютно не принимают иной точки зрения, кроме своей, и любой, кто с ними в чем-то не согласен, записывается сразу в разряд врагов. Это очень тревожный симптом!

Ведь речь идет о молодом поколении. Ими легче управлять, они меньше видели и читали в своей жизни, им можно внушить все, что угодно.

С помощью чтения серьезной, глубокой художественной литературы этому можно противостоять?

Конечно, чтение хорошей литературы имеет большое значение, но все-таки я бы не стал переоценивать ее влияние на умы современной молодежи. Как противостоять? Не знаю, может, надо проводить больше культурных мероприятий.

Чем вам не нравится нынешнее поколение?

Печалит, что у молодых нет желания читать, приобщаться к классической литературе и фильмам мировой классики. Феллини, Антониони, Бертолуччи, Тарковский для меня были как боги в свое время. С 85 по 94 годы я учился в Москве, в МГУ, это время, когда стали печатать и показывать то, что раньше было запрещено. Например, у нас в университетском общежитии был организован киноклуб, где проходили просмотры культовых фильмов западных режиссеров. Зачастую записи этих фильмов на видеокассетах были очень плохого качества, и все равно они, как это принято сейчас говорить у молодежи, «выносили нам мозг».

А чем вам молодежь нравится?

Большая часть молодых внутренне свободна. Они независимы в суждениях, могут открыто высказывать свою точку зрения, не боясь последствий.

Как вы относитесь к западному и российскому влиянию на нашу молодежь?

Влияние России на нас безусловно. Оно историческое и до сих пор продолжается. Большая часть населения Узбекистана знает русский язык, смотрит русские новости. Западное влияние тоже неоспоримо. Сейчас идет резкое разделение между Западом и Россией.

В России в последнее время очень сильна пропаганда, она агрессивна и груба.

Наша молодежь уезжает на заработки в Россию, работает там в тяжелых условиях, живет в бараках, получает мизерную зарплату, но даже эта небольшая по российским меркам сумма намного больше, чем оплата такого же труда у нас. И трудовые мигранты умудряются содержать свои семьи на этот заработок. Мне их жалко, но у них нет другого выхода.

Как-то такую ситуацию можно выправить?

Хотелось бы, чтобы люди работали на Родине и нормально зарабатывали. Но пока это невозможно. Нам повезло, что у нас есть образование, мы живем в столице, наша работа более-менее нормально оплачивается. А тем, кто родился в сельской местности, очень трудно. Высшее образование получить дорого, поэтому немалая часть населения республики полуграмотные.

На ваш взгляд, о чем мечтают молодые?

 У всех разные мечты, но если обобщить, то, полагаю, о нормальной человеческой жизни, достойной зарплате, чтобы можно было построить и обеспечить достойную семейную жизнь. Кто-то мечтает уехать за границу и там остаться жить. Я все-таки стараюсь быть оптимистом и надеюсь, что здравый смысл в нашем обществе восторжествует, мы не скатимся в средневековье и сможем пойти по общечеловеческому пути развития экономики и культуры.

Источник: PlovPress

Поделиться ссылкой: