CabarAsia: Религиозная политика в Кыргызстане. Анализ достижений и проблем

«В Кыргызстане происходит беспрецедентный рост роли религии в жизни общества, что требует от государства новых подходов к выстраиванию взаимоотношений государства и религии», – отмечает политолог Арсен Усенов в статье, специально для CABAR.asia


Исламское возрождение, начавшееся после распада СССР, проявилось резким возрастанием числа религиозных организаций исламского толка и привело к настоящему времени к весомому положению религии в общественной и государственной жизни Кыргызстана. Наравне с исламом свободу получили другие конфессии и религиозные течения, но они не смогли получить широкую популярность ввиду преобладания в Кыргызстане исламских традиций. На начальных этапах возрождения ислама в Кыргызстане, исламские догматы проникали преимущественно извне, поскольку из-за жесткого государственного контроля с формально атеистическим подходом в прошлом страна практически не имела авторитетного религиозного духовенства. В свою очередь, власти независимого Кыргызстана старались не препятствовать тенденциям исламизации.

Исходя из количества мечетей, Кыргызстан является одной из наиболее религиозных стран в регионе. В то же время более низкие показатели радикализации религии в Кыргызстане относительно соседних государств заключаются в более мягкой религиозной политике.

Проблемы в религиозной ситуации

На начало 2021 года в Государственной комиссии по делам религий Кыргызской Республики прошли учетную регистрацию 3348 религиозных объединений. Из них 2930 исламского и 404 христианского направления, а также 12 общин Бахаи, 1 иудейская и 1 буддистская общины. Крупнейшим из них является Духовное управление мусульман Кыргызстана (далее – ДУМК), которое обеспечивает сохранение ханафитского мазхаба и матуридитского вероубеждения среди мусульман[1]. Для сравнения в 1991 г. в стране было всего 39 мечетей[2]. Большинство мечетей в стране были построены при спонсорской поддержке арабских, частично турецких фондов.

На сегодняшний день свыше 80% населения Кыргызстана считают себя мусульманами, остальные причисляют себя к православным христианам (7%) и других религиозных верований (12%)[3]. При этом степень религиозности у мусульман Кыргызстана тоже разная. К примеру, не каждый человек, считающий себя мусульманином является глубоко верующим и выполняет все религиозные практики. Это же относится к православным христианам. Подробных исследований о количестве практикующих верующих в Кыргызстане в последние годы не проводились, но тем не менее, исходя из наблюдений прошлых годов, мы можем сказать, например, что только часть мусульман являются практикующими все каноны ислама, другая часть практикует лишь пятничные молитвы, а третья ограничивается посещением айт-намазов[4] и т.д.

Рисунок 1. Традиционный айт-намаз в Бишкеке, 2 мая 2022 г.

kloop.kg

Но всё же степень проникновения религии, в частности, ислама в общественную жизнь кыргызстанцев, равно как и в повседневные отношения, правила поведения и даже лексикон с каждым годом становится все более очевидным. С самого старта суверенного существования Кыргызстан придерживался либерального подхода по отношению к религиозному сектору. Таким образом, в отличие от других постсоветских республик в Кыргызстане было больше пространства и свободы для обоснования и развития исламских религиозных организаций, в их числе различных фондов и центров, привнесенных извне. Вкупе с внутренними (идеологическими, социально-политическими, экономическими) факторами активное влияние экзогенных факторов стали основой формирования в стране полиморфного ислама, в котором имеются как умеренный ханафитский мазхаб (большинство), так и более жесткие течения.

В Кыргызстане, единственной из стран постсоветского пространства, не запрещена деятельность религиозного движения Таблиги Джамаат, которая в стране не зарегистрирована, но активно ведет свою деятельность. В Кыргызстане, их деятельность известна их миссионерской деятельностью – даваат. Последователи движения заявляют о своей аполитичности и стремлении донести суть ислама через давааты. Исключением для запрета стала группировка «Йакын инкар», отделившаяся от Таблиги Джамаата. Название движения в переводе с арабского означает «отрицание всего кроме Бога». Сторонники «Йакын инкар» проповедовали возврат к средневековым временам, отказ от все благ цивилизации, в том числе от средств коммуникации, образования, современной медицины. Деятельность данной группы была запрещена в 2017 г.

Рисунок 2. Инкарцы, задержанные в Аксыйском районе в 2017 г. 

azattyk.org

Несмотря на объявленный светский статус государства, в последние годы участились случаи политизации религии – вовлечения членов религиозных организаций в политические процессы, что часто нарушается самими политическими деятелями. В 2015 г. на парламентских выборах были заметны попытки одной из партий заручиться поддержкой религиозных авторитетов, такие же попытки были в 2017 г. на президентских выборах, когда на предвыборную агитацию одного из кандидатов был приглашен религиозный деятель Чубак ажы Жалилов.

Повышение спроса электората на религиозность в политических предпочтениях продиктовано как возрастанием религиозности населения, так и неудовлетворенностью государственной политикой и в целом недоверием политическим институтам частью мусульманского общества. В связи с этим, религиозность политических деятелей в Кыргызстане постепенно становится для верующих избирателей своеобразным маркером «справедливости и честности».

Согласно исследованиям ряда кыргызстанских экспертов, процессы исламизации и изменение под ее влиянием мировосприятия и поведения людей постепенно меняют в целом систему социальных отношений в Кыргызстане в сторону ее религиозности, что в конечном итоге закладывает основы использования ислама в политике. Таким образом, население, соответственно и электорат, становится более чутким к исламским лозунгам[5].

В настоящее время в Кыргызстане происходит беспрецедентный рост роли религии в жизни общества, что требует от государства новых подходов к выстраиванию взаимоотношений государства и религии.

Политика в религиозной сфере

Впервые Закон «о свободе вероисповедания и религиозных организациях» был принят в 1991 г., что позволило религиозным организациям зарегистрировать свою деятельность в республике. В итоге уже к 2008 г. было зарегистрировано свыше 2 тыс. религиозных организаций. С 2002 г. в республике стали подниматься вопросы о необходимости ужесточения политики в религиозной сфере, но инициативы оставались без поддержки депутатов. 

31 декабря 2008 г. в стране был принят новый Закон “О свободе вероисповедания и религиозных организациях КР”. В данном Законе были ужесточены процедуры учетной регистрации в государственном органе по делам религий. Закон был принят несмотря на отрицательную оценку со стороны Венецианской комиссии и экспертного Совета БДИПЧ ОБСЕ. Критика касалась преимущественно того, что из-за бюрократизированности процедур регистрации, многие религиозные сообщества не смогут получить официальную регистрацию[6].

Но вплоть до 2014 г. государственной политике в религиозной сфере уделялось мало внимания, отсутствовал вектор направления по выстраиванию взаимоотношений государства и религии. В конце того года в Кыргызстане была принята Концепция государственной политики в религиозной сфере на 2014-2020 годы. Концепция отмечает роль традиционных конфессий в Кыргызстане, в частности традиционный ислам ханафитского мазхаба и православное христианство. Кроме того, в документе подчеркивается необходимость сохранения традиционных ценностей ислама, защита от внешнего воздействия мусульман. К примеру, бурный рост числа культовых объектов, в соответствии с Концепцией, является следствием «влияния и финансовой поддержки со стороны турецких, пакистанских, арабских, иранских и других религиозных организаций, и деятелей. Этот процесс – как говорится в Концепции, – привел к появлению новых культовых практик и расслоению мусульманской общины, которое может в будущем привести к возникновению противоречий и конфликтов на религиозной почве»[7]. Также отмечается связь радикализации религии в Кыргызстане с фактором зарубежного религиозного образования: «Радикализация религии в стране в определенной мере происходит из-за влияния зарубежных религиозно-экстремистских центров и организаций. По завершении обучения некоторые из выпускников зарубежных учебных центров становятся носителями, распространителями идеологии и менталитета страны пребывания, насаждают чуждые для народа Кыргызстана образ жизни, культуру, внешний вид, одежду и стандарты поведения», – говорится в Концепции[8]

Таким образом, принятием данной Концепции власти Кыргызстана обозначили намерения повысить роль государства в контроле над негативными отклонениями религии и поддержке традиционным конфессиям. Курс государства в религиозной сфере за период 2014-2020 гг. в большей части предполагал популяризацию социальных инициатив религиозных организаций, централизацию управления мусульманами под единым центром религиозного управления (ДУМК), который в свою очередь действует в согласовании с Государственной комиссией по делам религий (ГКДР).

Если обратиться к мерам, принятым на основе нового подхода к религии, можно выделить следующие важные моменты:

– во-первых, в Кыргызстане впервые были приняты шаги к взаимодействию государства и религиозных конфессий, в частности, инициированы реформы в работе Духовного управления мусульман Кыргызстана (ДУМК) в части повышения контроля над назначением имамов мечетей, имам-хатибов, а также их взаимодействия с ГКДР, министерством образования, религиозными фондами и неправительственными организациями, отмечена необходимость выстраивания неконфликтных взаимоотношений между конфессиями;

– во-вторых, в ДУМК были урегулированы вопросы миссионерской деятельности, в том числе была введена единая форма для лиц, занимающихся даваатом.

– в-третьих, при поддержке государства был создан Фонд развития духовной культуры «Ыйман», в функции которого вошли повышение информированности населения о государственной политике в религиозной сфере, повышение толерантности и профилактика экстремизма и повышение грамотности имамов. Таким образом, в Кыргызстане был сформирован своего рода информационный метод противодействия экстремизму, в орбиту которого были включены религиозные, образовательные учреждения, негосударственные организации и СМИ[9].

– в-четвертых, были начаты процессы по реформированию религиозного образования.

Одним из направлений деятельности Фонда «Ыйман» является стипендиальная поддержка имамов и повышение их уровня образования. Повышение квалификации имамов проводится с 2015 г., его целью является информирование об основах государственной политики в религиозной сфере для повышения уровня религиозной и светской грамотности духовных служащих. Помимо этого, в самом ДУМК введена процедура аттестации имамов мечетей. К тому же всем государственным органам и ДУМК поручено проводить меры для пресечения деятельности экстремистских организаций в стране путем пропаганды «мягкой» формы ислама ханафитского мазхаба.

Анализируя уже предпринятые шаги государства в направлении включения «мягких» подходов, стоит отметить сделанный акцент на необходимости повышения религиозного образования кыргызстанцев. В этих целях и в части выполнения положений Концепции государственной политики в религиозной сфере Государственная комиссия по делам религий совместно с Минобразования готовила введение в школьные программы для 9–10 классов в качестве пилотного проекта предмета «история религиозных культур». Но, программа внедрения религиозных предметов в светских школах до сих пор не реализована по причине коллизии принципов светскости и религиозности в образовании.

Тем не менее, разрабатываются механизмы включения светских дисциплин в исламских образовательных учреждениях. «Уже имеется возможность получения светского образования в Исламском университете. Кроме того, есть множество примеров, как после получения религиозного образования в медресе граждане продолжают обучение в университетах (в КГУ им. Арабаева, КТУ “Манас”, ОшГУ) по специальности “теология”.

Во избежание процессов экстремистской вербовки в исправительных учреждениях с 2014 г. Государственной службе исполнения наказаний (ГСИН) было поручено принять меры для отдельного содержания заключенных, осужденных за экстремизм. Такая мера оправдана тем, что заключенные, находясь в одной камере с экстремистами становились последователями экстремистских идей. В свою очередь, экстремисты, находясь в камерах с заключенными из организованных преступных группировок, в будущем вступали в их ряды.

Важную роль в пропаганде традиционного ислама государство отводит СМИ, на которых не ограничивается размещение видео-, аудиоматериалов, разъясняющих суть ислама. В целях повышения религиозного образования граждан при Совете улемов Кыргызстана действует информационный портал «Насаат-медиа». Кроме того, имеется страница ДУМК в социальной сети «Фейсбук», а на телеканалах «Аян ТВ», «Марва ТВ», «Нью-ТВ» и других ведутся передачи на религиозную тематику.

Таким образом, в 2014-2020 гг. государство активизировало свою деятельность в отношении религии, акцентировав внимание преимущественно в вопросах урегулирования негативных тенденций в мусульманском сообществе.

В 2021 г. была принята обновленная Концепция государственной политики в религиозной сфере на 2021-2026 гг. Одним из пунктов, отмеченных в данной Концепции проблемы соблюдения принципа светского характера государства[10]. В целом, текст новой Концепции не претерпел серьезных изменений, однако, в ней в сжатой форме отражены проблемы реализации предыдущей Концепции и подчеркнута необходимость продолжения работы по совершенствованию уже достигнутых задач.

Таким образом, особенностью государственной политики с 2014 г. является ее ориентированность на сохранение национальной и гражданской идентичности через поддержку традиционной формы ислама в виде ханафитского мазхаба и матуридийского убеждения. В качестве важнейших задач в сфере политики в религиозной сфере выступают реформа религиозного образования, предупреждение радикализма и экстремизма, борьба с религиозными конфликтами, сохранение светскости государства.

Рисунок 3. Сотрудникам ДУМК вручили единую форму одежды

kg.akipress.org

Одним из акцентов в Концепции 2014 г. была проблема внешней атрибутики мусульман, которая привнесена извне и не соответствует национальным традициям. Проявлением защиты атрибутивной составляющей ислама в Кыргызстане является недавнее введение единой формы для сотрудников ДУМК и имамов[11].

Выводы и рекомендации

Таким образом, государственная политика Кыргызстана в религиозной сфере направлена на сохранение традиционных религий, национальной идентичности, в том числе через традиционный ислам ханафитского мазхаба, который не противоречит национальным традициям. Сопутствующими задачами выступают профилактика экстремизма, борьба с конфликтами на религиозной почве, вопросы религиозного образования. При этом анализ религиозной ситуации показывает, что государственная политика в религиозной сфере все еще нуждается в совершенствовании для решения обозначенных проблем.

Важным достижением последних лет является признание того, что религия является неотъемлемой частью общественной жизни. В целях профилактики радикализма и экстремизма государству и ДУМК надо ориентироваться на социализацию мусульман, что предполагает широкое включение мусульманской общины в социальные проекты в государстве, такие как помощь малоимущим гражданам, поддержка института семьи, помощь детям, женщинам и пожилым людям, оказавшимся в трудных ситуациях, профилактика семейного насилия, борьба с преступностью, алкоголизмом и наркоманией и т.д.

Необходимость использования социального потенциала религии изложена в Концепции 2014-2020 гг. и вновь обозначена в Новой Концепции на 2021-2026 гг. Не лишней будет и работа со стороны ДУМК над взращиванием религиоведов, теологов и прочих экспертов социальной доктрины мусульман Кыргызстана для широкой пропаганды и реализации духовно-нравственных ценностей, воспитывающих и формирующих у мусульман взаимоуважение, терпимость к представителям других конфессий, тягу к знаниям и образованию, способность различать правильные и неправильные трактовки ислама и другие ценности, необходимые для создания гармоничных общественных отношений.


[1] Концепция государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере на 2021-2026 годы. Принята Указом Президента Кыргызской Республики №412 от 30 сентября 2021 г.

[2] Как изменилось количество мечетей и церквей в Кыргызстане после 1991 года. Инфографика (22.10.2020) // URL: https://elgezit.kg/2019/10/22/kak-izmenilos-kolichestvo-mechetej-i-tserkvej-v-kyrgyzstane-posle-1991-goda-infografika/

[3] Субъективные стороны религиозности населения Кыргызстана (12.10.2020) // URL: http://nisi.kg/niss-kg/sub-ektivnye-storony-religioznosti-naseleniya-kyrgyzstana/

[4] Айт намаз или ид намаз – коллективная молитва, совершаемая мусульманами в дни священных праздников Орозо и Курман айт.

[5] Проблемы политизации и радикализации ислама как угрозы национальной безопасности Кыргызстана и пути ее нейтрализации / Под ред. А. Л. Салиева. – Бишкек, 2019. – С. 238.

[6] Там же.

[7] Концепция государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере на 2014-2020 годы. Утверждена Указом Президента Кыргызской Республики от 14 ноября 2014 года № 203. 

[8] Концепция государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере на 2014-2020 годы. Утверждена Указом Президента Кыргызской Республики от 14 ноября 2014 года № 203. 

[9] Усенов А. М. Социальная доктрина ислама как важный элемент профилактики религиозного экстремизма и терроризма в Кыргызстане // Способы и средства противодействия религиозному экстремизму и терроризму в Кыргызстане: Сборник статей / Отв. ред. А. Л. Салиев; ИСАП КРСУ. – Бишкек, 2019. – С. 56.

[10] Там же.

[11] У сотрудников ДУМК появилась единая форма. Фото (01.06.2022) // URL: https://kg.akipress.org/news:1784264/?from=kgnews&place=maintopbefore

Источник: Cabar.asia

Поделиться ссылкой: