Первым периодом можно назвать «периодом распространения ислама», который охватывает VII — XVIII вв. Период протекал в течение почти тысячи лет и распадался на следующие этапы:
1) Первоначальный этап распространения ислама на территории Кыргызстана (VII-X вв.);
2) Этап официального признания ислама как государственной религией на территории Кыргызстана (966-1137 гг. нашей эры);
3) Этап замедления процесса распространения ислама под воздействием политических событий (XII-XVI вв.);
4) Этап усиления исламизации населения Кыргызстана (XVI-XVIII вв.).
Следующий период «период закрепления ислама» в Кыргызстане”
простирался с XVIII века по настоящего времени и имеет следующие этапы:
1) Этап усиления ислама на территории Кыргызстана во времена существования Кокандского ханства (1711-1876);
2) Распространение ислама на территории Кыргызстана в рамке Российской колониальной системы (середина XIX в. по 20-е
11 годы XX века);
3) Положение ислама в советскую эпоху (1917 – 1991 гг.);
4) Развитие ислама в годы независимости Кыргызстана (1991 г. по нынешнее время).
Началом завоевания арабами Средней Азии падает на VIII в. Однако, по последним данным исследователей и источников, около 60 лет до официального начала завоевания Центральной Азии со стороны арабов уже был начать так называемый «первоначальный этап распространения ислама на территории Кыргызстана (с середины VII в. до X в.)».
Здесь следует сказать о несомненной важной роли в распространении ислама на территории Кыргызстана, местности Сафед-Булан, что находится в Жалал-Абадской области юга Кыргызстана. Впоследствии, превратившись в большую
святыню Сафед-Булон играла огромную роль в распространении ислама по Ферганской долине. Эта святыня к началу IX в. был далеко известным местом в регионе. Туда стекались многочисленные паломники, становилась традицией захоронения известных суфистских миссионеров, правителей и т.д.
С 711 г. начинается процесс распространения ислама на территории Кыргызстана с походом хакима Хорасана Арабского халифата Муслима ибн Кутейбы в Среднюю Азию. После этого были организованы более 10 военных экспедиций.
В июле 751 г. на берегу реки Талас (около современного селения Покровка Манасского района Таласской области Кыргызской Республики) произошло крупное сражение между арабами во главе полководца Зияда ибн Салиха и Танского стотысячного войска под началом генерала Гао Сяньчжи, которое имело большое геополитическое значение.
Историческое значение Таласской битвы огромна. Событие приостановило на почти тысячи лет китайскую экспансию в Центральную Азию, а у арабов завершены военные походы. Процесс распространения ислама теперь шел в сочетании с военными и мирными миссионерскими путями. Более того, влияние арабской цивилизации на Средняя Азию теперь трансформировалось от военно-политического к социально-культурному направлению…»
Полностью диссертацию Динары Атантаевой можно почитать по ссылке,
На фото: общая молитва кыргызов. Фото архивное из открытых источников.