#Реакция. Назад в Средневековье: так видят нас россияне и казахи

Никто так не злорадствует по нашим событиям (причем не важно о чем речь, гражданские волнения или политические потрясения) как некоторые российские и казахстанские медиа с экспертными мнениями про теории заговоров и страхом перед гражданским сообществом. И в этот раз некоторые из них не отошли от своей генеральной линии, чтобы напугать российских и казахстанских обывателей событиями в Бишкеке.

Эксперты МГУ назвали события в Кыргызстане “средневековыми разборками”

Информационно-аналитический Центр при МГУ имени Ломоносова на своем сайте  https://ia-centr.ru/ опубликовал анализ Сергея Кима под говорящим названием «Назад в Средневековье: О чем нужно помнить поклонникам революций”. По его словам “ситуацию в Кыргызстане все чаще сравнивают с форматом «средневековых разборок», отказываясь от термина «цветная революция». Сергей Ким утверждает, что в Бишкеке «вторые сутки в Бишкеке идут грабежи и погромы – нестабильной политической ситуацией в стране воспользовались мародёры». Его смутил и такой факт, что один из экстренных сборов часть депутатов ЖК провели в конференц-зале отеля «Достук».

По мнению другого казахстанского политолога Уразгали Сельтеева в Кыргызстане идет межклановая борьба между Жээнбековым и Атамбаевым. А другой эксперт утверждает, что у нас просто «одна банда воюют с другой бандой» и главным орудием революции стала «толпа (организованная или нет), а главным инструментом – погромы и мародерство. Очередным свергаемым властям сложно упрекать оппонентов в таких действиях, потому что сами пришли к власти аналогичным образом. Фразы типа «какие соседи молодцы, свергли коррумпированный режим» вызывают раздражение. Одна банда воюет с другой бандой». При этом эксперт не расшифровывает о каких бандах он говорит, кто они. Ни слова об истории создания партии «Мекеним Кыргызстан», ни слова про дело Матраимовых.

Российские и казахстанские эксперты проводят параллели между Светланой Тихановской и почему-то Ритой Карасартовой. Наверное, они не в курсе, что одним из главных женских лиц на этих выборах, которая оппонировала власти и другим партиям была бывший судья Конституционного суда КР, лидер партии «Реформа» Клара Сооронкулова. И таких проколов в их анализах немало, но их всех объединяет одно — это едва скрываемое раздражение от любых упоминаний про кыргызскую демократию, всегда сопровождаемую сменой власти.

Gazeta.Ru: Кыргызстан не может найти баланс

Эксперты российского онлайн издания Gazeta.Ru были более сдержанны в своих оценках и по их словам, ситуация в самое ближайшее время урегулируется и ничего серьезного не произойдет. “Если мы возьмем тех представителей оппозиции, у которых больше шансов закрепиться во власти, то у них планы, программы не сильно отличаются от того, что было у нынешней власти — это продолжение членства в ОДКБ, ЕАЭС, развитие двустороннего сотрудничества с Россией, продолжение сотрудничества в ШОС в рамках проекта «Один пояс — один путь» с Китаем. В краткосрочном плане тут ничего не изменится», уверен главный научный сотрудник Института международных исследований  МГИМО Андрей Казанцев.

Такого же мнения придерживается директор евразийского информационного центра  Алексей Пилько. “К сожалению, мы имеем дело в Киргизии с неустойчивой политической системой — столько революций там было, но никак не может республика нащупать баланс. Если раньше еще можно было говорить, что Киргизия находится в фокусе российско-американского соперничества, то сейчас нет”, — отмечает Пилько.

«У беспредела нет предела». Чем отличаются митинги в Минске и Бишкеке?

Казахстанский аналитический портал Informburo.kz в своем материале отмечает, что “Кыргызстан позиционирует себя как единственная страна в Центральной Азии, где есть демократия. В последние годы это стало брендом государства, где дважды в результате переворотов сменялся президент”.

По мнению казахстанского востоковеда Адиля КаукеноваВ Кыргызстане в политику вовлечено огромное количество людей. Это многочисленные региональные кланы, олигархи и так далее. Все они делятся территориально: южане, северяне, западные и восточные. Картинка – пёстрое лоскутное оделяло, где разные политические силы всё время находятся между собой в альянсах, договорах». Сложно не согласится с утверждением, что нас кыргызстанцев в политике слишком много.

Издание цитирует известного казахстанского политолога Айдоса Сарыма, который неплохо разбирается в внутриполитических процессах Кыргызстана. По его словам, “это не новая, третья по счёту, революция, а продолжение первой, «тюльпановой», происшедшей в 2005 году. Одних и тех же персонажей сажают в тюрьму и освобождают. Многие обещания новых лидеров остаются невыполненными. Это приводит к тому, что власть становится популистской в глазах общества”.

В Кыргызстане митинги стали нормой, отработанным механизмом, привычными методами свержения, считает Informburo.kz, есть люди, умеющие координировать действия протестующих. Самое главное, силовой аппарат, видя сменяемость власти, не связывает свои надежды с действующим президентом. 

Выборы в Кыргызстане как символ кризиса института демократии

Правительственное издание “Российская газета” опубликовала довольно любопытный материал “Выборы по-новому” за авторством профессора-исследователя НИУ “Высшая школа экономики” Федора Лукьянова, который попытался проанализировать развития ситуации в Беларуси и Кыргызстане с точки зрения развития или кризиса демократических институтов.

“К событиям в Киргизии, сколь бурными они бы ни были, все уже почти привыкли. Можно считать, что это часть национальной политической культуры. Такая процедура ротации политических элит. Если бы еще научились минимизировать наносимый материальный и, не дай бог, человеческий урон, вообще все нормально. Однако события в Бишкеке и других городах страны наводят на более широкие мысли — о том, что вообще представляют собой избирательные механизмы на исходе второго десятилетия ХXI века”, — рассмышляет политолог Лукьянов.

По его словам, в период «цветных революций» — начиная с Сербии в 2000 году — определяющую роль играла позиция внешних сил. Сейчас этого значительно меньше (Беларусь) либо нет вообще (Киргизия). Конфликт идет по линии власть — общество либо разные группировки власти.

И как подметил политолог Евгений Минченко, в Киргизии поражают не столько протесты проигравших, сколько полное отсутствие у победителей (партий, которые по официальному подсчету набрали более половины голосов) желания отстаивать свою победу. Получается, что сами они в ее корректность не верят.

Текст: PreventionMedia

Поделиться ссылкой: