Взаимосвязь ислама и семейных устоев в Кыргызстане

Насколько значимое место у ислама в семейной жизни. В статье через призму религиозной ситуации в Кыргызстане показана роль конфессиональных сообществ для сохранения семейных ценностей, рассматриваются проблемы, которые при определенных условиях могут стать факторами, нарушающими сложившийся баланс традиционных ценностных ориентиров населения. Описана роль религии в семейной жизни людей, придерживающихся ислама.

Отдельным блоком проанализированы исламские традиции, совмещенные с доисламскими обрядами, которые имеют влияние на весь уклад жизни и определяют бытовые, семейные, а также мировоззренческие аспекты жизнедеятельности около 90% населения страны, позиционирующих себя как мусульман.

В заключительной части автором даны рекомендации по использованию потенциала и ресурса ислама для преодоления кризиса и сохранению обычаев и традиций, семейных устоев гражданами Кыргызстана. 


Канат Мурзахалилов, автор исследования, старший преподаватель кафедры «Религиоведение и теологии» КНУ имени Баласагына

Кыргызстан, семейная жизнь, религиозные организации, ислам, традиции, семья, семейные ценности, мусульманское население, социальные институты, родители, конфликт, проблема, анализ, возрождение, брак, безработица, радикализация.

Ислам, распространившийся на территории современного Кыргызстана с VIII-X вв., являлся на протяжении последующего тысячелетия доминирующей религией как кочевых, так и оседлых народов Центральной Азии.

История появления и распространения ислама в Кыргызстане показывает, что за исключением двух случаев ислам никогда не занимал столь высокий статус в обществе, как сегодня. В первом случае во времена Караханидского каганата, в 955 г., когда сын легендарного Сатук Абд алКерим Карахана, Муса ибн Сатук (Байташ) объявил ислам государственной религией, во втором, в 1383 г., так же поступил правитель Моголистана Туглук Тимур, то есть исламизация была осуществлена сверху и не дала ощутимых результатов.

Наличие самих кыргызских племен в составе Караханидского каганата вызывает споры историков и в настоящее время. Относительно Моголистана нужно сказать, что кыргызские племена не приняли ислам; они, часто совершая набеги против мусульман (оседлого населения), во многом способствовали падению этого государства. Более или менее благоприятные условия для принятия ислама кыргызами складываются во время Кокандского ханства. Но процесс исламизации был прерван колонизацией Кыргызстана Российской империей [Дюшенбиев 2007: 28-35, его же 2001: 167-168].

Как известно, при советской власти исламу был нанесен существенный удар: многие мечети и медресе были закрыты, их имущества конфискованы, религиозные деятели репрессированы. Цели, которые преследовал Советский Союз в отношении ислама, не были достигнуты.

Советские мусульмане. Архивное фото

В условиях насаждения атеизма казыят мусульман Кыргызстана, как структурное подразделение Среднеазиатского Духовного управления, оставался легальной организацией с неофициальной идеологией.  В конце 1980-х годов политика «перестройки и гласности» М. Горбачева создала условия для «возрождения» ислама в Кыргызстане, в результате которого начался процесс легитимации ислама в обществе. С этого времени, и особенно после крушения Советского Союза, мусульманская община Кыргызстана испытывала настоящий исламский «ренессанс».

После обретения независимости Кыргызской Республикой в 1991 году, либеральная государственная конфессиональная политика создала благоприятные условия для саморазвития религиозных процессов в стране.

Одним из факторов роста религиозного самосознания было заметное увеличение влияние ислама на все аспекты жизнедеятельности кыргызского общества, в том числе и на семейные традиции. Как влияет ислам на укрепление и сохранение семейных устоев — цель данной статьи.

Женщины из религиозных общин учатся шить. Иллюстративное фото

Как известно, подавляющее большинство населения Кыргызстана (около 90%) позиционирует себя в качестве мусульман, придерживающихся ханафитского мазхаба суннизма. Тем не менее, в стране существуют представители и других конфессий: православные, католики, протестанты, буддисты, иудеи (14%). При этом в республике устойчиво сохраняется светский характер всех институтов власти [Мурзахалилов 2016: 160-172].

В настоящее время уполномоченным государственным органом по делам религий произведена учётная регистрация около 3000 объектов религиозного назначения. Из них более 2500 — объекты исламского направления. На территории Кыргызстана судами различных инстанций запрещена деятельность 20 групп, движений и организаций экстремистского и террористического характера. Практически все они имеют внешние центры управления и корни. При небывалом росте количества религиозных организаций и культовых объектов, перед обществом встал вполне закономерный вопрос – насколько необходима религия для развития семейных ценностей после многолетнего господства тотальной атеистической государственной системы?

Как показывает практика, в семейной жизни мусульманского населения страны большую роль играет религия, в частности ислам. Он определял и определяет бытовые, семейные и мировоззренческие аспекты жизнедеятельности человека, имеет сильное влияние на весь уклад жизни.  Как отмечает ряд авторов, исламские традиции переплетались с доисламскими языческими обрядами, приобретая новые элементы.

Основные этапы жизни конкретного человека, такие как освящение, наречение имён, обрезание, брак, развод, похороны, поминки и другие, были также непосредственно связаны с канонами ислама. Содержащиеся в исламе социально-философские и этические идеи оказывали непосредственное воздействие на произведения устного народного творчества и социально-политической мысли кыргызов [Бектанова 2017: 12-15].

Общеизвестно, что ислам и семья взаимосвязаны как социальные институты. На сегодняшний день многие мусульманские семьи придерживаются шариата (норм и принципов исламского права) как традиции. Согласно шариату, существует чёткая иерархия, определяющая роль каждого члена семьи, от старейшины до самой молодой невестки. Например, к старшим по возрасту принято проявлять уважение, а гостей встречать с особым почетом. 

Айт-намаз на Старой площади в Бишкеке. Архивное фото

Следует отметить, что исламские духовные служители (молдо) обычно пользуются уважением и участвуют практически во всех событиях в своих сообществах.  В кыргызских семьях, придерживающихся ислама, принято соблюдать основополагающие каноны веры, такие как чтение заупокойной молитвы («жаназа»), соблюдение поста в течение месяца Рамазан, совершение молитвы пять раз в день в определённое время («намаз»), празднование «Орозо-айт» («Ид-аль-фитр» — праздник разговения) и «Курман-айт» («Ид-аль-Адха» – праздник жертвоприношения), добровольное отчисление части своей прибыли в пользу бедных или на богоугодные дела («закат»), совершение паломничества в Мекку («хадж»), согласно предписаниям ислама. 

Не секрет, что многие негативные процессы, происходящие в общественном сознании, направлены на искоренение семейных ценностей и принципов. При этом сложившиеся семейные традиции начинают терять черты социального института и становятся в определенной мере делом частной жизни. В этом отношении ислам, как и другие религии, обладает ресурсом, который можно использовать при борьбе за нравственность и безопасность подрастающего поколения.

Как показывает анализ, причинами, вызывающими отрицательные изменения в жизни кыргызских семей, являются нерешенные социально-экономические проблемы. Бедность, безработица, отсутствие перспектив для молодежи, рост цен на продукты питания, товары и услуги, высокий уровень внешней и внутренней миграции, коррупция, падение морали и уровня культуры жизни людей являются основными факторами, негативно влияющими на сохранение института семьи.

День платка в Кыргызстане. Фото UmmamagKG

Мусульманские семьи можно условно поделить на: 1. семьи, в которых шариат соблюдается полностью; 2. семьи, в которых шариат соблюдается частично, как предписания национальных традиций кыргызов; 3. семьи, в которых отрицают шариат, но вынуждены соблюдать определённые обычаи в силу их общественной значимости; 4. секулярные семьи, в которых есть атеисты и верующие [Атантаева 2017: 170172].

Исходя из этого контекста, можно рассмотреть сложившуюся внутрисемейную ситуацию, в которой, как правило, возникают множество вопросов. Такими проблемами являются разводы или разделения семей, случаи воспитания детей одним родителем, конфликты между супругами и между поколениями, домашнее насилие, жертвами которого зачастую оказываются подростки. В этой ситуации исламские ценности и принципы могли бы помочь противостоять этим отрицательным тенденциям.

Согласно общей исламской доктрине формирования семьи самым важным считается нравственное и социальное поведение мужчин и женщин. При этом выбор партнера для брака, рождение детей определялись у мусульман, исходя из физических, культурных и социально-экономических возможностей.  Еще одной проблемой, дискредитирующей семейные ценности, является внутренняя и внешняя миграция. На сегодняшний день примерно более миллиона граждан Кыргызстана являются трудовыми мигрантами.

Как известно, на трудовой миграции нивелируется институт семьи, утрачиваются семейные ценности. Данный процесс является хорошей почвой для вербовщиков-джихадистов. Наряду с другими факторами (социально-экономические, демографические причины, утрата авторитета духовенства, влияние глобализации, деятельность интернет – ресурсов) это позволяет определённой части верующих радикализироваться.

Следует отметить, что правоохранительными органами республики были выявлены многочисленные факты вербовки и задержания подозреваемых лиц, причастных к вербовке и переправке кыргызов в зону боевых действий на территорию Сирии, Ирака. По неофициальным данным их число достигало 800 человек, из них около 150 были убиты. Пик массового выезда граждан республики в состав международных террористических групп наблюдался в 2014-2015 годах (для страны с шести миллионным населением данная цифра довольно внушительна). 

Общеизвестно, что причины возникновения радикализма не всегда кроются в религиозных убеждениях человека. Семейные отношения играют не последнюю роль в формировании личности и оказывают огромное влияние на развитие, мысли и убеждения человека. Отметим, что существуют отдельные приверженцы ислама, отказывающиеся от национальных традиций и семейных устоев, находящих в них противоречия своим взглядам.  К таким можно отнести последователей такфиритско-джихадистких групп.

К примеру, многие из них отрекаются носить светскую или национальную одежду, отдавая предпочтение религиозной атрибутике. Тем не менее, в стране наблюдается целый ряд положительных моментов, относящихся к семейным отношениям. Так, в докладе ЮНФПА — «Анализ ситуации в области народонаселения в Кыргызской Республике» презентованного в сентябре 2017 года отмечено: В Кыргызстане сохраняется институт семьи. Абсолютное большинство взрослого населения вступает в брак, безбрачие не имеет распространения. С начала 2000-х годов отмечается увеличение рождаемости, что не противоречит идеям демографического перехода.

Значительная доля внебрачной рождаемости заставляет предположить, что все большее распространение получают браки, незарегистрированные в органах ЗАГС. В стране сохраняется относительно низкий уровень разводов среди населения (по сравнению с европейскими республиками бывшего СССР). Здесь сказывается влияние особенностей культурных традиций населения и устоев семейной жизни населения Кыргызстана. Сказанное подтверждает и отчет Национального статистического комитета Кыргызской Республики, в котором также обозначено, что население республики начало расти после 2000 года, когда было зарегистрировано наименьшее количество браков [Национальный статистический комитет Кыргызской Республики 2018].

За 15 последующих лет их число выросло в 2,2 раза. Однако соответственно выросло и число разводов — в 1,6 раза. Ценность семьи в нашей стране очень высока и признана практически всеми гражданами, большинство которых стремятся иметь семью. 

Теперь имамы в Кыргызстане регистрируют все браки, совершенные по мусульманской традиции. Фото Владимира Пирогова

Согласно данного документа, 57% мужчин и 55% женщин в возрасте от 15 лет и старше состоят в браке. Безбрачие не является распространенным явлением — лишь 1,2% мужчин и 1,5% женщин в возрасте старше 50 лет никогда не были женаты или замужем. В наше время больше всего граждан женятся и выходят замуж в возрасте 20-29 лет, и число этих браков составляет 70% всех официально зарегистрированных [Рязанов 2016: 20 апр.].

Не стоит забывать о том, что это только официальные сведения. Те же статистические документы содержат разделение показателей по возрастной категории. 1/3 разводов по республике происходила в молодых семьях, проживших в браке меньше пяти лет, и эта доля от общего числа разводов ежегодно растет. 

Резюмируя сказанное, необходимо отметить, что причина всех перечисленных выше негативных явлений заключается не в исламе, не в религиозности, а в безысходности, неоднозначной социально– экономической ситуации и безработице.

Краткий анализ семейных проблем позволяет сделать вывод о том, что необходимо использовать потенциал и ресурс ислама для преодоления кризиса по сохранению обычаев и традиций, семейных устоев гражданами Кыргызстана. Оздоровление семьи должно рассматриваться в качестве одной из главных социальных задач государства.

Канат Мурзахалилов, старший преподаватель кафедры «Религиоведение и теологии» КНУ имени Баласагына (Кыргызстан), Research Religious Studies Journal 

Список литературы

Анализ ситуации в области народонаселения в Кыргызской Республике. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www. kyrgyzstan.unfpa.org /ru/news/ анализситуации-в-области-народонаселения-вкыргызской-республике (дата обращения: 12.09.2018).

Атантаева, Д. (2017). Религия ислам в семейной жизни кыргызского общества. Известия ВУЗов Кыргызстана, №12, 170 – 172.

Бектанова, А. (2017). Религия в системе гражданского общества в Кыргызстане. Альманах современной науки и образования, №2 1215.

Дюшенбиев, С. (2001). Религиозные верования. В Кыргызстан. Энциклопедия. Б. 2001. Дюшенбиев, С. (2007): Роль ислама в становлении кыргызской государственности. В Studia Turkologica. Воронежский сборник. Ред. М.В. Кирчанов. Воронеж, Вып. 1, 28-35. Мурзахалилов, К. (2016)  Кыргызские семейные и национальные традиции в контексте религиозных воззрений. В Семья: феноменология повседневности: коллектив. моногр. Н.Новгород: НГСХА, 160-172.

Национальный статистический комитет Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.stat.kg/ru/statistics/naselenie/?fbcli d=IwAR2TF1M4wjD6aSFrkscy0ik7CZ13_qa38eqKwIZjRegweyyssY5ludREUc Рязанов, П. (2016). О браках и разводах. Г-та «Слово Кыргызстана».

References

Analysis of the population situation in the Kyrgyz Republic. [Electronic resource]. — Access mode: URL: http: // www. kyrgyzstan.unfpa.org/ru/news/analysis-situation-inpopulation-in-the-Kyrgyz Re-public (accessed: 09/12/2018). Atantaeva, D. (2017). Religion Islam in the family life of Kyrgyz society. Proceedings of the universities of Kyrgyzstan, No. 12, 170 — 172.

Bektanova, A. (2017). Religion in the civil society system. In Kyrgyzstan. Almanac of modern science and education, No. 2, 12-15. Dushenbiev, S. (2007): The Role of Islam in the Formation of Kyrgyz Statehood. In Studia Turkologica. Voronezh collection. Ed. M.V. Kirchanov. Voronezh, Vol. 1, 28-35. Dyushenbiev, S. (2001). Religious beliefs. In Kyrgyzstan. Encyclopedia.  Murzakhalilov, K. (2016) Kyrgyz family and national traditions in the context of religious beliefs. In Family: the phenomenology of everyday life: the collective. monograph N. Novgorod: NSAA, 160-172. National Statistical Committee of the Kyrgyz Republic [Electronic resource]. — Access mode: http://www.stat.kg/en/statistics/naselenie/?fbcli d=IwAR2TF1M4wjD6aSFrkscy0ik7CZ13_qa38eqKwIZjRegweyyssY5ludREUc Ryazanov, P. (2016). About marriage and divorce. Mr. «Word of Kyrgyzstan», April 20.  

Поделиться ссылкой: