Кто такой Марджани

Шигабутдин Марджани (Шигабутдин бин Багаутдин аль-Казани аль-Марджани, по-татарски Шиһабетдин Мәрҗани) один из авторитетных татарских богословов и шейх суфийского братства Накшбанди. Марджани еще был известен как историк, философ, этнограф, востоковед и педагог.

Шихабуддин Марджани родился 16 января 1818 года в селе Ябынчи, нынешнего Атнинского района Республики Татарстан. Образование получил в медресе деревни Ташкичу Казанского уезда, Бухаре и Самарканде.

В семнадцатилетнем возрасте он начинает преподавать в медресе и, будучи неудовлетворенным учебником морфологии персидского языка, составляет свой. В 1838 году Марджани отправляется в Бухару для продолжения образования, а затем переезжает в Самарканд.

В 1848 году, после одиннадцатилетнего отсутствия, с новым багажом знаний Марджани возвращается на родину и в марте 1850 года назначается имамом-мударрисом 1-й Казанской мечети.

В 1867 году Оренбургское магометанское духовное собрание назначило Марджани на должность ахуна и мухтасиба Казани, что явилось несомненным признанием его деятельности со стороны руководства мусульман. С официальными светскими властями у Марджани также устанавливаются позитивные контакты. Он выполняет отдельные поручения казанской губернской власти: следит за изданием текста Корана в казанской типографии; организует сбор денег для кавказских народов, пострадавших от землетрясения; составляет отчеты о рождении, бракосочетании и смерти мусульман для государственных учреждений; участвует в судебных заседаниях при произнесении клятв мусульманами. Со временем имя Марджани становится известным далеко за пределами Казани: в 1870 году выходит в свет его книга «Назратуль-хакк», с новыми для того времени и его родной среды религиозно-реформаторскими идеями, принесшая автору широкую известность не только на родине, но и на всём мусульманском Востоке.

Шигабутдин Марджани похоронен на Татарском кладбище Ново-татарской слободы.

Просветительские идеи Марджани охватывают самые различные стороны обновления общественной жизни татарского народа, включая в себя мысли о необходимости получения татарским населением светского образования, усвоения прогрессивного наследия прошлого (античной, арабской мысли) и настоящего (русской и западноевропейской культур). Учёного заботили и вопросы воспитания национального самосознания татарского народа, беспокоили его благосостояние, социально-экономическое и политическое положение. Считая просвещение самым мощным орудием прогресса, учёный пытался вызволить свой народ из «спячки». Учёный стремился ответить на многие вопросы, которые поднимало развивающееся по буржуазному пути татарское общество: «обновить веру», поднять социально-политический и культурный уровень татарского народа, приобщить его к современной цивилизации. Религиозные взгляды Марджани проявляются в критике вопросов каляма (направление в исламской теологии). Необходимы были реформа медресе, преобразование преподавания.

Многие считают Марджани предвестником джадидского движения в России. Именно он заложил его основы — реформу преподавания в медресе, способствовавшую усвоению татарским народом передовых достижений мировой культуры и науки. Марджани написал более 30 произведений, большая часть которых была издана в основном на арабском языке.Не все произведения, написанные ученым, увидели свет. Многие до сих пор ещё не обнаружены. Идейно-философские взгляды Марджани, его деятельность в качестве педагога, религиозного деятеля, историка, просветителя, философа останутся заметным явлением в отечественной истории.

В честь Марджани назван институт истории Академии наук Татарстана, издательский дом, специализирующийся на выпуске литературы по исламоведению и соборная мечеть в Казани.

Главные произведения:

  •  «Хакк аль-ма’рифа ва хусн аль-идрак» («Истина познания и красота её постижения», 1880 г.) — сочинение о мусульманском праве, в котором учёный излагает также свои социально-политические взгляды;
  • «Мустафад аль-ахбар фи ахваль Казан ва Булгар» («Кладезь сведений о делах Казани и Булгара», 1885 г.) — исторический труд о Волжской Булгарии и Казанском ханстве;
  • «Китаб аль-хикма аль-балига аль-джинния фи шарх аль-акаид аль-ханафия» («Книга о вероучении ханафи», 1888 г.) — сочинение, в котором Марджани излагает свои религиозно-философские взгляды;
  • «Бит-тарикат аль-мусла ва аль-акидат аль-хусна» («Достойным подражания путём и наилучшим убеждением», 1890 г.) — труд, изданный после смерти Марджани, о некоторых проблемах логики и познания.

Источник: Википедия

Поделиться ссылкой: