По следам регионального форума по онлайн безопасности в Центральной Азии

Все презентации форума по онлайн-безопасности. Главная цель Центрально-азиатского Форума по Безопасности — способствовать разработке стратегий, нацеленных на предотвращение насильственного экстремизма в Центральной Азии на основе имеющихся фактов и пропорциональности, чтобы избежать негативных последствий для экономического развития, прав человека, или привести к эскалации насильственных действий оппозиции.

Радикализация исламистских течений рассматривается как одна из важнейших угроз стабильности в Центральной Азии. С начала 2000-х годов, политики государств региона уделяли большое внимание угрозам стабильности, которые возникают из-за деятельности т.н. «незаконных исламских группировок». В Российской Федерации, Кыргызстане, Казахстане и Таджикистане, от 14 до 24 таких группировок признаны «незаконными» решениями судов.

С 2014 г., вербовка боевиков в такие группы активизировалась в связи с началом конфликта в Сирии. По последним данным, от 4 000 до 7 000 боевиков-добровольцев из стран Центральной Азии принимают участие в боевых действиях в основном на стороне группировок Аль-Нусра и ИГИЛ, причем только в 2014-2015 было завербовано около 2 500 добровольцев. Это число составляет примерно 17% от общего количество иностранных боевиков в Сирии и Ираке, что примерно втрое больше, чем доля населения стран Центральной Азии в мировой исламской общине (умма), которая составляет примерно 5%.


Другие специалисты считают, что абсолютное количество вернувшихся с боевых действий менее важно, чем- то влияние, которое возвратившиеся окажут на трансформацию недовольства политикой правительств Центральной Азии в более насильственные формы протеста и сопротивления.

Оценки угроз, исходящих от боевиков, возвращающихся в свои страны, сильно отличаются. Некоторые аналитики утверждают, что большинство боевиков из стран Центральной Азии отправляются в «путь в один конец», чтобы принять мученическую смерть в бою или остаться для поддержки Халифата, и потому серьезной угрозы от их возвращения быть не может.

Опасность, которую несут с собой радикальные, экстремистские исламские группировки, принимается во внимание в рамках реализации целого ряда национальных, двусторонних и региональных механизмов. Страны региона являются членами многочисленных региональных организаций, в том числе ОДКБ, ШОС, ОБСЕ и СНГ.

Антитеррористический центр СНГ играет важную роль в координации политики, развитии потенциалов и обучения специалистов в государствах Центральной Азии, а также обеспечивает ведущую роль России в решении этих проблем в регионе.

В последние годы ООН, посредством Регионального центра по превентивной дипломатии в Центральной Азии, тесно сотрудничал с центрально-азиатскими странами для реализации совместного Плана действий, одобренного в 2011 г. в рамках Глобальной антитеррористической стратегии ООН.

В последнее время, начатый диалог на высшем уровне в области безопасности между ЕС и странами Центральной Азии помог привлечь Европейский Союз к более тесному взаимодействию в деле реализации политик стран региона в этой области.

План действий ООН по борьбе с насильственным экстремизмом, принятый Генеральной Ассамблеей в феврале 2016 г. содействует решению проблем ПНЭ через привлечение Программы Развития ООН. Государства Центральной Азии также являются прямыми получателями двусторонней помощи и содействия в сфере контртерроризма со стороны США и других стран.


Существующая доказательная база, связывающая Интернет с вербовками и/или призывами к насилию, является слабой. К примеру, в публичном доступе нет данных об общих числах, привлеченных к военным конфликтам за рубежом или о лицах радикализированных через Интернет.

Несколько важных конференций и встреч были организованы в регионе в течение последних двух лет, главной темой обсуждения которых были оценка ситуации, развитие потенциала и реагирование на угрозы. В настоящий момент, тем не менее, несмотря на приверженность стран Центральной Азии региональному Плану действий, отдельные правительства все еще не приняли национальные стратегии в области ПНЭ/БНЭ.

Однако, более важным пробелом в создании действенных методов противоборства, является отсутствие исследований дающих количественные показатели доступного экстремистского контента онлайн, а также качественные оценки обращений к такому контенту и его влияние, в целом. Не имея подобную доказательную базу сложно оценивать достигаемость поставленных целей и эффективность любых программ, включая разрабатываемых решений по противодействию или ослаблению влияний Интернет-контента или вербовки через него.

Докладчики поделились положительным практическим опытом и подходами по борьбе с онлайн пропагандой и вербовкой экстремистами. Одной из задач симпозиума будет активный обмен опытом между специалистами занятыми вопросами борьбы с насильственным экстремизмом (БНЭ) и его предотвращением (ПНЭ) в Европе, Северной Америке, Российской Федерации и Центральной Азии; операторами платформ социальных медиа, включая Facebook, Twitter, Odnoklassniki, VK; и компаниями частного сектора участвующих в онлайн расследованиях и обнаружении применения Интернета в целях насильственного экстремизма (НЭ), таких как GroupIB, SecDev, Касперский, Диалог Наука.

Цель симпозиума способствовать диалогу между избранной группой экспертов и специалистов, активно занимающихся этими вопросами на практике для обмена накопленного опыта и практических подходов.

Дискуссия была нацелена на определение направлений стратегического планирования и обозначения пробелов в развитии политики (полиси). Несмотря на обязательства стран региона по разработке совместного плана действий для всего региона, страны все еще не приняли свои, национальные стратегии ПНЭ. Одной из важных задач этой встречи является определение ‘точек входа’ для стратегического планирования и определение пробелов политики в отношении вопросов, нацеленных на борьбу с онлайн-вербовкой и использованием Интернета экстремистами. Подход к данной задаче будет происходить в соответствии с международными нормами, включая Всеобщую декларацию прав человека (в рамках полномочий Комитета ООН по борьбе с терроризмом) и резолюции ООН.

Симпозиум был нацелен на достижение следующих целей:

  • Содействие в разработке интегрированной стратегии ПНЭ/БНЭ/БЭ, основанной на реальных данных, пропорциональности к угрозам, и не прибегающей к жестким мерам безопасности, которые могут повлечь либо негативные последствия для экономического развития и прав человека, либо наоборот увеличить риск обострения экстремистски-настроенной оппозиции к государственной политике.
  • Обмен знаниями и взаимодействие между национальными и международными экспертами для формирования частных и институциональных взаимоотношений, включая межведомственные и государственно-частные, для установления совместных подходов нацеленных на достижение ожидаемых результатов по стратегии ПНЭ/БНЭ/БЭ.
  • Укрепление международного сотрудничества и доверия к мандату ООН по ПНЭ/БНЭ/БЭ, в соответствии с международными нормами и конвенциями, включая Всеобщую декларацию ООН по правам человека.

Материалы симпозиума для скачивания:

Материалы форума публикуются с разрешения организаторов. Источник: centralasiasecurity.org/ru/

Поделиться ссылкой: