Ислам на территорию Кыргызстана пришел в виде ханафитского мазхаба. В его распространении среди кыргызов-кочевников большую роль сыграл суфизм. Мусульмане Кыргызстана в советский период мало знали о других исламских течениях, возникавших как реакция на исторические, политические, культурные процессы (например, как национально-освободительные движения).
После распада СССР в Кыргызскую Республику (КР) начали проникать различные исламские течения из других мусульманских стран. Сегодня в Кыргызстане своих последователей обретают почти все пришедшие извне исламские течения и религиозная ситуация и процессы во многом определяются геополитическими интересами ряда государств, использующих религиозные организации и течения для реализации своих геополитических интересов.
Сейчас в Кыргызстане присутствуют исламские течения, заимствованные из Турции, Саудовской Аравии, Ирана, с полуострова Индостан. При этом Турция, Иран, Саудовская Аравия претендуют на роль идеальной успешной модели развития мусульманской страны и на лидерство в мусульманском мире. Кроме того, все эти страны географически близки к Центральной Азии (ЦА), нестабильность в ЦА будет влиять и на их безопасность. Поэтому они заинтересованы в стабильном развитии региона. Отсюда их попытки влиять на региональные процессы. К тому же контроль над ЦА давал бы им дополнительные экономические, политические, энергетические преимущества перед конкурентами в борьбе за лидерство в мусульманском мире. Религия предстает в числе главных инструментов достижения их целей в регионе.
Автор: Нургуль Эсенаманова, кандидат политических наук