Ни все кыргызстанцы готовы отмечать Нооруз

Непростая дилемма. Между праздниками и нормами. День весеннего равноденствия символизирует начало нового года, истоки которого уходят в эпоху зороастризма. Древний праздник не имеет прямого отношения к исламу, хотя его отмечают персидские и тюркские народы, считая его за национальную традицию. Десять лет назад Нооруз был включен ЮНЕСКО в список нематериального наследия человечества и с тех пор имеет статус международного праздника.

В Кыргызстане Нооруз является официальным праздником, во время которого проходят концерты, танцы, конкурсы, спортивные состязания, готовятся национальные угощения, главным атрибутом которого является сумолок. Это блюдо из проросших зёрен пшеницы с добавлением масла и муки, готовится в течение суток в большом казане.

С каждым годом всё больше кыргызстанцев отказываются отмечать Нооруз, ссылаясь, что праздник не является мусульманским, а значит, не соответствует нормам ислама. Но в тоже время каждый гражданин Кыргызстана, вне зависимости от его религиозной принадлежности сам вправе решать – отмечать этот праздник или нет. По крайней мере, такой ответ мы получили из Духовного управления мусульман Кыргызстана (ДУМК).

«Учитывая, что Нооруз в нашей стране является государственным праздником, наши граждане не воспринимают его в качестве религиозного в силу того, что в исламе существуют свои принципиальные нормы», — сказал в интервью PreventionKG специалист отдела фатвы ДУМК Бактыяр ажы Токтогазы уулу.

По его словам, это праздник светского государства, и поэтому каждый гражданин Кыргызстана должен самостоятельно сделать для себя выбор, так как Нооруз никак не связан с исламом, и не имеет никакого отношения к религии, а значит, не является праздником для мусульман.

Когда мы обратились с этим вопросом к депутатам кыргызского парламента, некоторые из них, ссылаясь на его политизированность, отказались отвечать, а другие были очень кратки.

К примеру, депутат Жогорку Кенеша от фракции СДПК Абдывахап Нурбаев допускает, что Нооруз могут отмечать мусульмане, а его коллега Эльвира Сурабалдиева сказала так: «Я за равенство и уважение во всём — не хотят отмечать? Их право. Я отмечаю Нооруз, и это тоже моё право».

В феврале 2018 года бывший муфтий Кыргызстана Чубак ажы Жалилов через свою страничку в социальных сетях распространил пост о празднике, суть которого заключалась в том, что Нооруз не является праздником для мусульман. Вследствие этого появились гневные комментарии, лейтмотив которых был направлен к тому, что это праздник иноверцев, а значит, его нужно запретить в Кыргызстане.

«Всё это говорит о растущем влиянии религии, в частности ислама на общественное сознание. Порой мы, зная о своих правах, часто забываем о своих обязанностях и поэтому не могу сказать, что это мнение подавляющего большинства мусульман», — сказал в интервью PreventionKG экс-заместитель директора Государственной комиссии по делам религий КР Канат Мурзахалилов.

Он считает, что данный призыв высказывается отдельными богословами, которые специально или на уровне подсознания подогревают верующих.

«Думается, специально не надо на эти призывы обращать внимание. На сегодняшний день верующие в достаточной степени уже разбираются в особенностях ислама и даже не обращают внимания на эти вопросы», — сказалКанат Мурзахалилов.

В интервью PreventionKG известный телеведущий, продюсер Кыргызского радио Мирхамид Токтогул сказал, что Нооруз является древним праздником и связан с природными изменениями, а значит, подразумевает новую жизнь, новое начало.

«Даже если этот праздник не относится к исламу, это не означает, что мы от него должны отказываться, который у нас стал народным, объединяющим, вне зависимости от политики или религии. Наши предки столетиями встречали Нооруз, приносивший в их дома солнце и весну, и тем самым позитивно влияли на мировоззрение и культуру кыргызского народа», — сказал он.

Директор Центра обучения взрослых Баткенской области Берди Садиков полагает, что, скорее всего Нооруз, может быть связан с тенгрианством, поэтому мусульмане не воспринимают его в силу своих религиозных убеждений.

«Многие люди старшего поколения, советские люди, никак не могут привыкнуть к этому празднику, так как во времена СССР эту дату не так широко отмечали или совсем не праздновали. Лично я, тоже как человек советской эпохи, как-то прохладно отношусь к этому празднику, не привык, наверное», — поделился своими мыслями он в интервью PreventionKG

Известный профессор политологии университета Святого климента Охридского (София, Болгария) Татьяна Дронзина сожалеет, что радикальные группировки отвергают все народные праздники и ритуалы, хотя, они, впрочем, как она считает, характерны для всех мировых религий.

“И это совершено естественно, если иметь в виду, что религия и традиции формируют живую ткань нашей культуры”, — сказала она в интервью PreventionKG – Для меня уход молодых людей от народных традиций — довольно опасное явление. Исходя из того, что делали их предки и родители, это означает, что они уходят от своих корней. А человек без корней подвластен всяким внушениям и идеям».

Бакыт ИБРАИМОВ, специально для PreventionKG

Поделиться ссылкой: