Популярная концепция «столкновения цивилизаций», предложенная С. Хантингтоном, история конфликта между Западом и исламским миром, а также «войны с террором» и террористические покушения — это лишь некоторые факторы, помогающие многим людям поддерживать убеждение о «мусульманской угрозе».
В основе этого убеждения лежат не только предвзятые и однобокие изображения мусульманских общин и обществ, но и религиозный детерминизм, который утверждает, что ислам полностью предопределяет социальное и политическое поведение мусульман. В то же время категория «мусульманин» перестала быть лишь определением религиозной идентичности и стала играть роль этнической, социальной и других видов идентичности. Такой способ мышления об исламе, о его приверженцах зачастую распространено и в Кыргызстане.
В 1991г. британская левая организация Раннимид Траст (Runnymede Trust) , целью которой является решение проблем мультикультурного общества, предложила термин «исламофобия», под которым понималась «необоснованная враждебность, а также страх и неприязнь по отношению к мусульманам» .
В 1997 г. уже упомянутая организация Раннимид Траст (Runnymede Trust) опубликовала доклад под названием «Исламофобия: вызов для всех нас» , в котором освещались случаи дискриминации мусульман в Великобритании. Термин подхватили мировые СМИ, и вскоре он стал использоваться без кавычек для описания подобных прецедентов.
Термин «исламофобия» определяется Советом Европы как «страх перед исламом, мусульманами и всем, что имеет к ним отношение, либо предвзятая точка зрения на этот счет. Выражается ли она в повседневных проявлениях расизма и дискриминации либо в форме насильственных действий, исламофобия представляет собой нарушение прав человека и угрозу единству общества» .
В Кыргызстане, как и по всему миру, дискурс на тему исламофобия набрал новый оборот после событий 11 сентября 2001г. в Нью-Йорке, когда два самолета врезались в башни Всемирного торгового центра. Ответственность за организацию и проведение теракта, как известно, взяла на себя международная террористическая организация «Аль-Каида». Это событие стало толчком к новым дискуссиям об исламе.
Исламофобия не зависимо от стран мира имеет много общего, является где-то направляемой, где-то спонтанной реакцией обществ и этнических групп на общемировые процессы трансформации культурно-цивилизационных границ.
Она проявляется в самых разных формах:
• запрет на ношение хиджаба в школах и вузах;
• запрет на строительстве минаретов и мечетей;
• запрет на использование громкоговорителей во время Азана;
• публикации в СМИ, социальных сетях фотографий местных мусульманских лидеров портретами радикальных мусульманских лидеров;
• оскорбления религиозных чувств мусульман путем публикации карикатур на Пророка Мухаммеда в средствах массовой информации;
• издания книг и выпуска фильмов против ислама;
• публичное сожжение Корана;
• обвинение мусульманских политических оппонентов в использовании ислама в борьбе за власть.
В настоящее время исламофобия растет во всем мире и эта тенденция не обошла стороной Кыргызстан.
Как показывает анализ, в Кыргызстане исламофобия связана не только с поведением или поступками духовенства, но и незнанием базовых ценностей ислама большинством населения. Такая тенденция отрицательного отношения к мусульманам порождает процесс отчуждения, и осуждения их действий, что приводит к всеобщему негативу к исламу как к религии.
По мнению экспертов, рост религиозности сильно беспокоит светскую часть населения Кыргызстана. Отсюда страхи в обществе и предвзятое отношение к мусульманам в целом. При этом в республике наблюдается трение между светским (советским) и религиозным мировоззрениями. Предвзятое отношение к мусульманам и исламу имеется в основном у старшего поколения, воспитанного в духе атеизма и резко критического отношения к религии в целом. Также такое же негативное отношение у определенной части населения, находящегося под информационным влиянием зарубежных средств массовой информации, где на мигрантской волне сформировалась исламофобия.
Представители новой формации мусульманского духовенства и теологи считают, что одной из проблем возникновения исламофобии в Кыргызстане является отсутствие информации и необходимых знаний об исламе. По их мнению, в стране отсутствует институт духовенства, пользующийся непререкаемым авторитетом, имеется лишь несколько аалымов, чьим проповедям прислушиваются мусульмане.
В настоящее время отсутствует комплексные системные исследования по данной проблематике, не наблюдаются научные подходы в решении вопроса исламофобии.
В периодических изданиях представлены факты, освещающие проблемы религиозной нетерпимости, в частности, исламофобии. Можно отметить наличие определенного количества материалов, как негативной, так и нейтральной тональности. Они позволяют представить относительно целостную картину происходящего.
Как показывает результаты исследования проведенной «Школой миротворчества и медиатехнологий в Центральной Азии» в 2016 году, более 28% проявлений социальной агрессии в Кыргызстане – это исламофобия . Любопытно, но мусульмане стоят на втором месте среди тех, на кого направлены агрессивные речевые атаки в средствах массовой информации и социальных сетях. Все это довольно непривычно для страны, где согласно официальным данным более 80% населения исповедуют ислам суннитского толка.
Однако информационные материалы периодических изданий страдают нередко субъективностью и не всегда достоверны.
Систематизируя основные тенденции проявления исламофобии в Кыргызстане можно выделить следующие основные причины:
• отождествление ислама с терроризмом, экстремизмом и в целом с насилием;
• размежевание ислама с радикальными мусульманскими лидерами и группировками;
• искажение представлений об исламском мировоззрении и обычаях;
• критика тех или иных аспектов исламского вероучения и религиозной практики;
• нежелание властей признать те или иные нормы шариата (споры вокруг хиджаба, ношением бороды, объявления пятницы выходным днем);
• существование элементов исламофобии даже в нормативно правовых документах (путаница и обобщение в терминах) и в реализации государственной политики (по всей стране были повешены баннеры, при поддержке властей для популяризации национальной одежды против исламской);
• приравнивание роста религиозности с радикализацией;
• бескомпромиссность и отход от диалога сторонников секуляризма в отношении мусульманской части населения;
• обвинение в радикализме представителей исламского духовенства.
Таким образом, можно констатировать, что проблема исламофобии в современном кыргызском общественно-политическом дискурсе крайне сложна и связана с целым комплексом других проблем, касающихся корреляции ислама и светского государства, реализации межкультурного взаимодействия в рамках одного общества.
Канатбек Мурзахалилов, эксперт по вопросам религии и безопасности
Источник: Акипресс