Кыргызских имамов будут обучать в Татарстане

С такой просьбой к России обратился президент КР. Глава государства Сооронбай Жээнбеков об этом попросил своего российского коллегу Владимира Путина во время неформальной встречи в Сочи, 9 февраля.

Однако на официальных сайтах глав двух государств по итогам сочинской рабочей встречи нет никакого упоминания об этом. Информация об этом попала в прессу 11 февраля, благодаря президенту РФ Путину, который во время встречи с действующим и экс-президентом Татарстана Рустамом Миннихановым и Минтемиром Шаймиевым обратился к ним с просьбой «изыскать такую возможность и наладить соответствующую систему» по обучению священнослужителей из Кыргызстана в Болгарской Исламской академии в Татарстане.

В Кыргызстане тоже хотят создать свою Исламскую академию. Об этом на международной конференции «Ислам в современном светском государстве» в ноябре прошлого года заявил президент КР Жээнбеков, акцентируя внимания на реформировании и развитии религиозного образования в стране.

«Медресе, исламский колледж, исламский институт, исламский университет должны стать соответствующими ступеньками единой образовательной системы. В будущем необходимо создать Исламскую академию, деятельность которой будет под контролем государства», — подчеркнул в своей речи тогда Жээнбеков.

Президентская инициатива вызвала волну противоречивых комментариев, вплоть до обвинений в игнорировании светских норм государственного устройства. Посыл не совсем был ясен в особенности светской и немусульманской части населения страны. Отчасти потому что не было внятных комментариев экспертного сообщества.

За всех отдувалась и продолжает отдуваться Государственная комиссия по делам религий КР. Ее глава Зайырбек Эргешов постоянно подчеркивает, что необходимость в создании такой академии в Кыргызстане вызвана острой нехваткой кадров, специализирующихся в религиозной сфере. Будущая Исламская академия будут заниматься научно-просветительской работой, готовить магистрантов и докторантов.

А с другой стороны игнорирование вопросов реформирования религиозного образования в стране, может только усилить зависимость от иностранного влияния. В 2017 году Bulan Institute по итогам своих двух масштабных исследований по этим вопросам пришел к такому выводу: «Ни одно соответствующее государственное учреждение, ни Духовное управление мусульман Кыргызстана, ни одна неправительственная организация не знает точное количество наших граждан, отправившихся за последние годы в другие страны для получения религиозного образования».

Особую озабоченность у экспертов Bulan Institute вызвал тот факт, что «за последние десять лет возросло количество граждан, которые отправляются зачастую в зарубежные исламские религиозные учебные заведения без соглашения, бесконтрольно, по туристическим визам и личным приглашениям». По их мнению, «есть реальная опасность их вербовки за рубежом в деятельность экстремистских организаций».

В другом исследовании Bulan Institute были выявлены системные пробелы в сфере религиозного образования в действующих медресе по стране, такие факты как «несоблюдение единой учебной программы, утвержденной Советом улемов, отсутствие в учебных программах медресе светских предметов, отсутствие стабильных финансовый источников и необходимых условий для обучения, нехватки квалифицированных преподавательских кадров».

На сегодня в Кыргызстане действуют один Исламский университет, девять институтов и 102 медресе, из которых действуют 78. На этом фоне инициатива государства вполне выглядит логично, если взять во внимание неутешительные выводы двух исследований Bulan Institute, кстати проведенных совместно с Государственной комиссией по делам религий КР.

Что такое Болгарская исламская академия?

Это исламское высшее учебное заведение, учрежденное Духовным управлением мусульман Республики Татарстан, Духовным управлением мусульман Российской Федерации и Центральным Духовным управлением мусульман России открытое в 2017 году в городе Болгар в Татарстане. Сейчас в совет учредителей также входит Совет по исламскому образованию, возглавляемый ректором Российского исламского университета в Казани Рафиком Мухаметшиным.

Почему не в Казани, в Болгаре? Дело в том, что именно в Болгаре в 922 году по инициативе местного правителя Алмас-хана при содействии посольства аббасидского халифа аль-Муктадира местные жители добровольно приняли ислам. Алмас-хан взял себе новое имя Джаффар ибн Абдуллах. В отличие от кавказских народов, болгары предки современных татар добровольно перешли в ислам, сохранив свои традиции и обычаи.

Кто такие болгары? Это тюркские племена, населявшие с 4-века степи Причерноморья до Каспия и Северного Кавказа. Позже через три столетия часть болгарских племен эмигрировала на берега Дуная и Волги. Болгарские тюркские племена сегодня стали частью балкарцев, башкир, болгар, гагаузов, карачаевцев, макендонцев, татар, ногайцев и чувашей. Современное европейское государство Болгария названо в честь этих племен.

Что входит в структуру Болгарской Исламской академии? Болгарский совет улемов; Научно-образовательный центр, Центр изучения татарского богословского наследия; Центр межрелигиозного диалога и Всероссийская библиотека ислама.

В Исламской академии предусмотрено очная и заочная форма обучения, включающая в себя подготовку магистрантов и докторов наук. В Академии действуют следующие кафедры: Исламская экономика и право; Коран, сунна и вероучение; Менеджмент государственно-конфессиональные отношения; Арабский язык и литература; Татарский язык и литература.

Кроме этого предусмотрены высшие управленческие курсы для мусульманских религиозных деятелей, которые должны сформировать новый тип профессиональных менеджеров в области управления мусульманскими организациями. Курс обучения от десяти дней до одного месяца.

Обучение в Академии платное. Совет учредителей Болгарской Исламской Академии возглавляет бывший мэр Казани, инициатор и организатор празднования тысячелетия татарской столицы Камиль Исхаков. Почти всю свою сознательную жизнь он работал в советских и российских органах власти. С 2008 по 2011 годы был Постоянным представителем России при Организации исламской конференции в Джидде.

Можно предположить, что в качестве основы в формировании будущей собственной Исламской академии в Кыргызстане, может быть будет учтен опыт Татарстана. Где подобный проект реализуется под четким контролем государства, а руководит всем этим процессом лицо не имеющее прямое отношение к религиозным институтам.

PreventionKG

На фото занятия в Болгарской Исламской Академии в Татарстане. Фото с официального сайта БИА.

Поделиться ссылкой: