Басмаческое движение: советская власть и мусульманские массы

Период после октябрьской революции 1917 г. был временем трансформации старого традиционного кыргызского общества в модернизированное  советской властью состояние. С установлением советской власти на территории  Кыргызстана  начался новый этап взаимоотношения государства и религии.

Ислам как религия и идеология всеохватно регламентирующая мировоззрение, сознание,  жизнь и быт  мусульман,  безусловно   являлся конкурентом и противником  новой зарождающейся советской атеистической  идеологии. В то же время  новая смена власти была воспринята  мусульманской элитой как прямая угроза  местному укладу жизни и для проживавших здесь мусульман.  

В  ноябре 1917 г. в период двоевластия, когда в  Туркестанском крае,  одновременно действовали большевистский совнарком и с другой стороны, созданная на Всетуркестанском съезде мусульман «Кокандская автономия», в которой активное участие приняли представители религиозных партий «Шуро-Исламия», «Улема», «Иттихад- ва–тараки».  На съезде была принята Программа, в соответствии с которой Ислам  был провозглашен государственной религией, он  насчитывал  в своей структуре 382 мечети, 42 медресе и 6 тысяч мусульманских духовных лиц.[1]  Данная программа предусматривала восстановление  Кокандского ханства и создание на  территории Туркестана единого Среднеазиатского халифата, возрождение шариатских судов и т. п.

Публичным органом  духовенства Туркестана был журнал «Аль-Изах» — официальный орган общества ученых богословов, в котором освещались сложные политические процессы, позиции политических партий и групп, отношение их к общественно-политическим событиям, происходящих в регионе и др. с точки зрения шариата[2].

В это время  большевики,  противодействуя  идеям панисламизма и пантюркизма, которые могли бы объединить мусульманские народы, приняли решение внести раскол  в их ряды. В  декабре 1917 г.  был созван Туркестанский съезд мусульманских рабочих,  затем создали Союз трудящихся мусульман. По инициативе большевиков был создан Центральный мусульманский комиссариат внутренних дел, Центральное бюро мусульманских организаций и Мусбюро для усиления политической работы среди мусульманского населения. Мусульман стали призывать в мусульманскую красную армию, таким образом, привлекая на свою сторону местную мусульманскую элиту,  открывая ей доступ к государственному управлению. 

Полностью научную работу скачивайте и читайте по ссылке.

Назира Курбанова, декан факультета истории и социально-правового образования КГУ имени Арабаева


Поделиться ссылкой: