Период после октябрьской революции 1917 г. был временем трансформации старого традиционного кыргызского общества в модернизированное советской властью состояние. С установлением советской власти на территории Кыргызстана начался новый этап взаимоотношения государства и религии.
Ислам как религия и идеология всеохватно регламентирующая мировоззрение, сознание, жизнь и быт мусульман, безусловно являлся конкурентом и противником новой зарождающейся советской атеистической идеологии. В то же время новая смена власти была воспринята мусульманской элитой как прямая угроза местному укладу жизни и для проживавших здесь мусульман.
В ноябре 1917 г. в период двоевластия, когда в Туркестанском крае, одновременно действовали большевистский совнарком и с другой стороны, созданная на Всетуркестанском съезде мусульман «Кокандская автономия», в которой активное участие приняли представители религиозных партий «Шуро-Исламия», «Улема», «Иттихад- ва–тараки». На съезде была принята Программа, в соответствии с которой Ислам был провозглашен государственной религией, он насчитывал в своей структуре 382 мечети, 42 медресе и 6 тысяч мусульманских духовных лиц.[1] Данная программа предусматривала восстановление Кокандского ханства и создание на территории Туркестана единого Среднеазиатского халифата, возрождение шариатских судов и т. п.
Публичным органом духовенства Туркестана был журнал «Аль-Изах» — официальный орган общества ученых богословов, в котором освещались сложные политические процессы, позиции политических партий и групп, отношение их к общественно-политическим событиям, происходящих в регионе и др. с точки зрения шариата[2].
В это время большевики, противодействуя идеям панисламизма и пантюркизма, которые могли бы объединить мусульманские народы, приняли решение внести раскол в их ряды. В декабре 1917 г. был созван Туркестанский съезд мусульманских рабочих, затем создали Союз трудящихся мусульман. По инициативе большевиков был создан Центральный мусульманский комиссариат внутренних дел, Центральное бюро мусульманских организаций и Мусбюро для усиления политической работы среди мусульманского населения. Мусульман стали призывать в мусульманскую красную армию, таким образом, привлекая на свою сторону местную мусульманскую элиту, открывая ей доступ к государственному управлению.
Полностью научную работу скачивайте и читайте по ссылке.
Назира Курбанова, декан факультета истории и социально-правового образования КГУ имени Арабаева