Одной из сквозных тем на второй международной конференции «Ислам в современном светском мире», традиционно прошедшей в 2018 году в Бишкеке при поддержке агентств ООН, стал поиск ответа на вопрос «как сохранить умеренность в мусульманских странах на фоне современных вызовов». Соседние страны на распутье, они больше преуспели в силовом решении религиозных вопросов. Поэтому программная речь президента КР Сооронбая Жээнбекова мало кого оставила равнодушным, разлетевшись на противоречивые цитаты, вырванные из контекста. Мы решили процитировать наиболее яркие моменты из президентского спича, чтобы понять в каком направлении будет развиваться государственная политика в религиозной сфере в ближайшие несколько лет.
Атеисты и верующие
Ну, во-первых, глава государства, не называя конкретные случаи, отметил, что в Кыргызстане «необходимо всячески укреплять межконфессиональное согласие, а также взаимопонимание и взаимоуважение между верующими и теми гражданами, кто считает себя вне религии». Можно сказать, что таким образом в президентской администрации признали наличие в обществе конфликтов по религиозным признакам. Да, может быть, таких случаев не так много, но с помощью социальных сетей и мессенджеров сегодня очень легко один частный случай возвести до уровня национальной проблемы, манипулируя общественным мнением. Помните, как кыргызстанцы отреагировали на ситуацию в Мьянме или обычный мордобой Конана и Хабиба? А как завела публику провокационная дискуссия по поводу утреннего азана в Бишкеке. Нетерпимость к чужому мнению сегодня самое обычное явление для всех сторон. Мы с явным удовольствием навешиваем друг на друга ярлыки, походя оскорбляя своих оппонентов только за то, что их мнение немного отличается от нашего. Поэтому президентский призыв о взаимоуважении прозвучал как нельзя кстати. Только вот одними призывами дело не решишь.
«Кыргызский ислам»
На конференции не раз звучали такие словосочетания, как «кыргызский ислам» или «традиционный ислам», которые, если честно, немного резали слух, потому что получается, у каждой страны свой «ислам». Мы смешали в одну кучу все, что можно. Наверное, дело не в религии, а в нашем отношении к религиозным вопросам. На этот счет есть такая расхожая фраза, что «не ислам нуждается в реформировании, а сами мусульмане».
В Кыргызстане за последние несколько лет государство стало активнее проникать в религиозную сферу, что вызвало, с одной стороны, настороженность, а с другой — резкую критику, спровоцировав в очередной раз общественную дискуссию о роли светского государства. Президент КР Жээнбеков на международной конференции в Бишкеке заявил, что «каждое государство, исходя из своего исторического пути, опираясь на свою культуру, принимая во внимание будущее, определяет политику регулирования религиозной сферы».
Конечно же, «не существует готового рецепта или готового образца для разработки собственной успешной религиозной политики», — признался глава государства в своей речи. В поисках своего собственного видения в религиозной сфере в Кыргызстане стали чаще употреблять словосочетание «ханафитский мазхаб», иногда заменяя его такими словосочетаниями, как «кыргызский ислам» или «традиционный ислам». Излишнее акцентирование на мазхабах в ущерб универсальным нравственным ценностям создало идеальную основу для распространения идей различных религиозных движений, сект и тарикатов. Как факт уже появились «кыргызские ахмадийцы», которые пытаются получить официальную регистрацию, или же печально известная и отколовшаяся от «Таблиги Джаамат» организация «Йарын Инкар». Хотя по факту «Йарын Инкар» сложно назвать организацией, движением или течением, потому что они пока в стадии формирования. Плюс надо учитывать, что у таких религиозных течений крайне сложная и запутанная система организации, чтобы подвести ее под некие стандарты.
Глава государства КР признался, что «некоторые организации и движения пытаются политизировать религию. Немало случаев, когда исламу приписываются какие-то догмы, не имеющие ничего общего с ним, при этом напрочь отрицается его роль в воспитании граждан в духе порядочности, милосердия и добра, в интеграции общества. К сожалению, есть и те, кто, прикрываясь исламом, пытаются навязать кыргызскому народу свои традиции, культуру».
Четыре президентских приоритета
В президентском спиче четко прозвучала главная мысль, что современный Кыргызстан – государство, в котором религия отделена от государства. Где государство занимает нейтральную позицию в вопросах религии, не отдавая ни одной религии приоритета и не навязывая гражданам никакой религиозной идеологии.
Попутно глава государства напомнил, что религиозные организации не должны вмешиваться в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, параллельно обозначив четыре главных приоритета в религиозной сфере.
Во-первых, президент заявил, что государственные органы обязаны заботиться о сохранении существующего разнообразия в обществе, в особенности укреплять взаимоуважение между верующими и теми, кого глава государства дипломатично назвал гражданами вне религии. Жаркие дискуссии между условно называемыми «светскими» и «религиозными» гражданами нередко выходят за рамки дозволенного. На этот счет глава государства напомнил, что «сами представители религиозных течений должны жить в светском обществе согласно светским законам».
Для реализации поставленных задач в президентской администрации считают необходимым разработку соответствующих нормативно-правовых актов. Власти уверены, что «только государство способно направить религию в русло развития всего общества. Поэтому его роль в сфере религии должна быть больше, чем сейчас».
Во-вторых, президент считает нужным четкое соблюдение исторических традиций для развития общества. «Для этого необходимо расширить путь для социального партнерства между государством и традиционными для нашего общества исламом и православной религией», — говорится в президентском спиче. Как ни крути, используя исторические предпосылки, приоритет все-таки будет отдан исламу и православию.
А что же касается так называемых нетрадиционных религиозных организаций, то предлагается усилить требования к их численности и продлить сроки их регистрации.
В третьем пункте глава государства подробно остановился на необходимости всестороннего развития религиозного образования. Именно этот пункт вызвал волну негативных комментариев в социальных сетях, а с другой стороны, первая массовая аттестация имамов выявила серьезные пробелы в этой сфере. По ее результатам религиозных деятелей стали массово переучивать. Вообще этот случай заставил всех говорить о внедрении стандартов в религиозном образовании.
«Медресе, исламский колледж, исламский институт, исламский университет должны стать соответствующими ступеньками единой образовательной системы. В будущем необходимо создать Исламскую академию, деятельность которой будет под контролем государства», — считает президент КР Жээнбеков.
В-четвертых, глава государства подчеркнул, что «ислам, исповедуемый нашими предками, не противоречит устоям светского общества, требованиям светских законов. Он был принят нашими предками, поскольку гармонично сочетался с народными традициями и обрядами, с мировоззрением кочевников».
Продвижение традиционных исламских ценностей может стать альтернативой радикальным религиозным течениям. «Современный ислам — неотъемлемая часть социального, культурного и духовного развития, общественной жизни нашего государства», — заявил глава государства в конце своей речи.
В этих четырех тезисах президент Жээнбеков обозначил приоритеты в религиозной сфере на ближайшие годы. В общем, в ближайшее время нас ждет грандиозная реформа в сфере религиозного образования. Государство решило этот процесс взять под свой контроль, не доверяя его реализацию религиозным организациям, оставив им только культовые вопросы. И не просто поощрять развитие качественного религиозного образования, а постараться внедрить стандарты религиозного образования, что будет непростым решением.
Кстати, в своей речи глава государства никак не упомянул ни одну религиозную организацию, в том числе Духовное управление мусульман Кыргызстана. Жээнбеков почти в каждом пункте говорил о роли государства, а в некоторых случаях усилении государственной роли в религиозных вопросах.
Алмаз ИсмановФото С. Досалива