Нужна площадка для диалога по светскому статусу государства

Сейчас самая чувствительная тема, которая разделяет общество — это тема религии и светскости. Эта тема ужасно сложная, особенно с точки зрения права, так как просто нет конкретных ответов на то, что вообще значит светскость, особенно у нас в Кыргызстане.

Отсутствие четкого правового вектора или направления в этом вопросе всё усложняет и делает наше общество ещё больше раздробленным и озлобленным.

При нынешних реалиях, для людей на стороне светскости любые действия властей, связанные с религией, кажутся нарушением этого принципа. А для религиозных людей любые негативные комментарии первой группы кажутся оскорблением их чувств и ущемлением их прав.

Государство — тот субъект, который обязан объединять эти две группы людей и помочь найти точки соприкосновения абсолютно бездействует и не проводит никакой политики чтобы создать площадку для диалога.

В итоге любой спор на эту тему заканчивается взаимными упреками, оскорблениями, а что ещё хуже взаимным равнодушием и абсолютным отсутствием даже попытки понять другую сторону.

Что такое принцип светского государства? Здесь очень важно разделять понятия вера и религия. Ибо вера — это сугубо личное отношение каждого человека с Богом (человек сам решает в какого Бога верить или не верить), вера является абсолютным и не подлежит ограничениям. В контексте светскости имеется в виду религия.

Кыргызстан по Конституции является светским государством. В мире нет одного универсального определения светскости. В большинстве случаев интерпретацией занимаются конституционные суды.

Тем не менее, есть три главных принципа которые являются основой светскости. Первый, никакая религия не может быть установлена как обязательная или государственная. Иными словами, государство обязано сохранять нейтралитет, и не бездействовать в случаях общественного гонения или ущемления прав религиозных меньшинств. Примеры нарушения первого принципа: игнорирование местными властями случаев перезахоронения и так далее.

Второй, религия и все культы должны быть отделены от государства. Здесь следует понимать, что у каждого гражданина в том числе у представителей власти есть право на вероисповедания. Регулирование молельных комнат, намазкана в государственных учреждениях должны решаться путем балансирования принципа светскости и конституционного права вероисповедания. Примеры нарушения: внедрения религиозных норм в правовую систему как источник права и так далее.

Третий, запрещается вмешательство религиозных объединений и служителей культов в деятельность государственных органов. Примеры нарушения: открытая пропаганда или агитация лидерами религиозных организаций за того или иного кандидата в президенты или политической партии при этом бездействие со стороны властей, скрытое лобби религиозными организациями того или иного закона и так далее.

Сания Токтогазиева, доктор юридических наук

Поделиться ссылкой:

Leave a Comment